Подробный справочник с полной характеристикой флоры Дальнего Востока был составлен Владимиром Николаевичем Ворошиловым, выдающимся советским учёным с мировым именем.
Его младшая дочь, поэтесса Зоя Владимировна ВОРОШИЛОВА, - гость сегодняшнего
номера. Как оказалась москвичка по рождению в далёкой деревне Богданиха Ивановской области Ивановского района?
Романтичная история
Марта Измайлова, vlad.aif.ru: - Зоя Владимировна, вы могли бы всю жизнь прожить в столице, не зная провинциального быта, не ведая о трудностях жизни маленькой Богданихи?
М.И.: - Ваши папа и мама познакомились в годы Великой Отечественной войны?
З.В.: - О, это романтичная история. Моя мама, Евгения Львовна, 1940 году окончила школу и поступила в Ленинградский педагогический институт, потому что мечтала стать учительницей истории. Летом 1941-го уехала на каникулы домой в Кохму и больше в институт не вернулась никогда. Началась война, и мама ушла добровольцем на фронт. Воевала в зенитно-артиллерийской части, была прожектористкой. Ночью она по звуку должна была определять вражескую авиацию, выхватить из черного неба лучом света фашистский самолёт и сделать его видимым для наших орудий. А днём девушка несла вахту на территории воинской части. Вдруг однажды её внимание привлек странный тип - мужчина, собирающий… цветочки! Это в военное-то время! Недолго думая, она арестовала незнакомца и под дулом автомата повела его на допрос, не осознавая, что скорее сама попала в плен внезапно нахлынувшего чувства. Владимир Ворошилов в то время был директором Всесоюзного института лекарственно-ароматических растений, располагавшегося в местечке Битца Московской области. В 1943 году молодые люди расписались. Папа всецело себя посвятил науке. Для него не было ничего важнее мира растений. Много путешествовал, изучал, писал научные статьи. Но когда родители расстались, отец нас не забывал, мы знали, что он нас всё равно любит.
М.И.: - Не было ли у вас желания выбрать профессию отца?
З.В.: - Да, я после школы мечтала поступить на отделение бионики в Горьковский институт, но не прошла по конкурсу. А вот сестра закончила сельскохозяйственный вуз и работала до пенсии агрономом в совхозе «Ивановский». Но, несмотря на то, что не стала биологом, я всю жизнь бережно храню подаренную мне папой книгу - определитель растений. Это самая дорогая память о родном человеке. Я рада, что последние его годы жизни он провёл со мной, здесь в Кохме и похоронен.
Вместо биолога стала конструктором
М.И.: - Как сложилась ваша судьба после провала на экзаменах в институт?
З.В.: - Я пошла работать на завод «Строммашина» электросварщицей. «Всегда быть в маске - судьба моя!» - пели мы с девчонками в обеденный перерыв арию Мистера Икса, ведь действительно работали в защитных масках. Но об учёбе я не перестала думать. Поступила на вечернее отделение Ивановского химико-технологического института, который закончила в 1974 году. Большая удача в том, что уже во время учёбы я перешла на работу по специальности, стала инженером-конструктором в СКБ Красильно-отделочного оборудования. Работа помогала учёбе, а учёба - работе. Для меня всегда было безумно интересно создавать новые механизмы для машин. Но дорога на работу «съедала» всё личное время. Поэтому, когда в Кохме открылся филиал Московского института «Гипростроммаш», я перешла на новое место, поближе к дому. Здесь мне предстояло руководить группой конструкторов. Мы работали над созданием оборудования для ДСК, получали заказы со всего Советского Союза и из-за границы. Проектировали вибплощадки, кантователи, формы для панелей и другие машины с учётом климата и сейсмических условий той местности, где наша продукция применялась.
М.И.: - Чем интересна работа конструктора?
З.В.: - Года через три начинаешь видеть обычный чертёж в формате 3D. Сразу этому нельзя научиться. Выпускник вуза - это «сырой» материал. У нас было развито наставничество. Коллектив может научить работать. Сейчас молодые специалисты больше «варятся в собственном соку». Мы щедро делились опытом с молодёжью, проверяли их способности, давая самостоятельность. Конструктор - это созидатель, творец.
Физика и лирика шли вместе
М.И.: - Как же вы перешли к поэзии? Ваше поэтическое творчество - это тоже конструирование некоего образа? Удивительно, что стихи вышли из-под пера не романтично-сентиментальной натуры, а женщины с рациональным и аналитическим складом ума.
З.В.: - Стихи писала с детства. Можно сказать, физика и лирика шли вместе. Состою в литературном объединении «Жаворонки». Мои стихи - это рассказ о пережитом, о безвременно ушедших родных людях, великом чуде рождения сына, о вечно живой любви к людям, к природе родного края. Много размышляю о своих предках, среди них были люди дворянского сословия.
М.И.: - Чем вы занимаетесь сейчас?
З.В.: - После ухода на пенсию в 2009 году возглавила Совет ветеранов Богданихского поселения. Мы помогаем одиноким и престарелым жителям. Сотрудничаем со школой. Пою вместе с другими ветеранами в хоре «Рябинушка» в местном Доме культуры. Мы ездим с выступлениями в социальные учреждения, участвуем в конкурсах. Пишу книгу о женщинах, на которых держится мир.
М.И.: - Не сожалеете, что жизнь сложилась вдали от столицы?
З.В.: - Нет. Москва - большая, она проживёт без одной женщины-поэта. А женщина, воспевающая красоты сельской природы, вряд ли проживет без своей родной Богданихи.
Смотрите также:
- «До сих пор стоит во рту вкус конской кожи». Ленинградцы вспоминают блокаду →
- «Последняя из Толкушкиных» и токарила, и землю пахала →
- Связь времён. Зачем нашим детям уроки истории? →