Именно здесь рождается чудо. Доселе молчаливые игрушки оживают, рассказывают свои поучительные истории маленьким зрителям. Чтобы кукла ожила и заиграла в руках артиста, нужно в самом начале вложить в неё душу.
О тайнах театра кукол нам рассказала Надежда ЛУКЬЯНОВА, заслуженная артистка РФ.
Призвание с детства
Владимир Меньшов, vlad.aif.ru:- Кто привил вам любовь к куклам?
Надежда Лукьянова: - В детстве мне очень нравилось заниматься каким-то мастерством, рукоделием. Как-то раз мама привела меня в Дом пионеров. Оказалось, что мы поздно пришли - во все кружки уже набрали детей. В драматическом кружке вообще был перебор. Раньше все мечтали артистами стать. А вот в кукольном кружке был недобор. Туда-то меня и записали. Кружок мне сразу понравился. Вдобавок ко всему получилось, что мальчиков было немного, поэтому «мужских» ролей была целая куча. Спектакли ставили куклами, которые списали из Горьковского театра кукол. В кружке я занималась до 8 класса. Школа у меня как раз была восьмилетка, это по-нынешнему 9 классов. И надо было уходить куда-то. А руководила этим кружком бывшая актриса, выпускница Горьковского театрального училища. Она подсказала мне, что можно дальше продолжить обучение в этом направлении.
В.М.: - Вы с лёгкостью поступили в театральное училище?
Н.Л.: - Нет. Обычно в училище приходят и говорят - я хочу у вас учиться, пишут заявление, и всё. А в театральном училище оказался конкурс. Я прошла второй тур, меня допустили до следующего, и я убежала. А оказалось, что после второго тура проверяли слух, голос. В конце концов, я поступила в училище, но кандидатом. Это так: набирается курс, и берут несколько человек-кандидатов. Первая сессия показывает - оставить человека или перевести в основной состав. В театральном училище отчислить могут на любом этапе.
В.М.: - Вам-то уж точно отчисление не грозило…
Н.Л.: - Ошибаетесь. В первое полугодие меня неожиданно отчислили. Для всего курса это стало неожиданностью. Отчисление объяснили тем, что я пришла уже с какой-то «школой», в отличие от других. Намекали, что я умела куклу водить. Так ведь в кружке я занималась с 4 до 8 класса. Это были все мои навыки. У меня случилась истерика. Женщина, которая у нас преподавала в кружке, стала преподавать в училище «технологию кукол», учила, как делать кукол. Я прибежала к ней и всё рассказала. Она пошла к руководству и убедила их оставить меня. В январе намечалась сессия, и чтобы я не болталась в середине года, меня оставили на испытательный срок. В это время начались экзамены по речи «через куклу». Пока я училась, меня оставили. В итоге, я сдала диплом на «отлично».
В.М.: - У вас есть любимые куклы?
Н.Л.: - Я очень люблю куклу Сэмбо - ребёнок антилопы. В поучительном для детей спектакле мама рассказывала детёнышу, какие опасности могут подстерегать его. В конце концов, он становится непослушным и попадает в западню. В это время приходит лев и хочет его съесть. Антилопа говорит - возьми меня, а его оставь, прощается с ребёнком и готовится к смерти. Но из джунглей появляется человек, убивает льва и освобождает оленёнка. Детям есть над чем поразмышлять. Ещё мне нравится кукла Аринка из спектакля «Хрустальный букет», который сделан по местной легенде. Аринка - капризная дочка хозяина, который заказал вазу. Но мастеровой не успел её сделать вовремя, так как «выдувал» букет для больной дочери, мечтавшей зимой о цветах.
В.М.: - Спектакль - это своеобразное зеркало, в которое смотрятся дети?
Н.Л.:- Да. Это похоже на зеркало. Вот, к примеру, Аринка - самовлюблённая, избалованная дочь хозяина. Дети смотрят спектакль и узнают в каком-то герое себя. Ребёнок может и не признать отрицательные черты наедине с собой. А со стороны видно, как нельзя себя вести. Во время спектакля дети видят отрицательное поведение героя. После этого ребёнок может измениться. Как-то я играла спектакль «Бука». Там есть ёжик «Не хочу, не буду». Знаете, бывают такие дети. У ребёнка такое поведение иногда входит в привычку. И как только его не развлекает мама - всё напрасно. А вот спектакль может повлиять на любимое чадо и изменить его.
Непростое искусство
В.М.: - Сложно быть кукловодом? Ведь это непростое искусство.
Н.Л.: - К куклам привыкаешь и любишь их всем сердцем. Но с некоторыми из них сложно работать. Например, была у меня тяжёлая «баба-яга». И если она как-то не так «выворачивалась», я начинала злиться на себя. Бывает, руки устают. Как-то на бенефисе я почувствовала, что у меня рука расслабляется. Успела крикнуть - мне помогли. Профессия кукольника сложная. То сидишь на полу, то скрючишься, то поза неудобная. Да и говорить приходится с поднятой головой. Но не будем о проблемах. Несмотря на это, я люблю свою профессию и кукол. Даже отрицательных героев оправдываю для себя.
В.М.: - Есть ли приметы «на счастье»?
Н.Л.: - Когда читаешь роль, а листки вдруг упали - надо на них сесть.
В.М.: - Трудно ли подобрать куклу для каждого актёра? Много ли усилий требуется для имитации кукольного голоса?
Н.Л.:- Я никогда голос не переделываю. Я стараюсь, чтобы голос попал в маску, был узнаваем. Распределяют по голосу и характеру. Режиссёр знает - потянет актёр роль или нет. Мы общаемся через куклу.
В.М.: - Дети - самый искренний зритель, с ними бывают трудности?
Н.Л.: - Когда играешь, сразу видно - захватывает это детей или нет. Надо уметь зацепить зал, вести за собой. Неуверенный артист может «сорвать» спектакль - дети зашумят, внимание рассеется. Надо быть всегда уверенной. Были случаи, когда дети плакали. Например, в спектакле про несносного слонёнка, которого тянули в разные стороны крокодил и питон. Я помню, что ребёнок расплакался, ему было очень жалко слонёнка. Если детям понравился спектакль, они бегут в служебное помещение, просят позвать определённого персонажа. Что касается ширмы, то туда мы их пускаем не всегда. Не хочется раскрывать сказку. Пусть для них это останется тайной.
В.М.: - Как люди относятся к куклам?
Н.Л.:- Я озвучиваю кукол для внуков. Иногда они пугаются. Дети верят во всё это. Если при взрослом человеке взять куклу и начать общаться через неё, человек перестанет замечать кукловода, всё внимание захватит кукла.
В.М.: - Трудно было совмещать семью и театр?
Н.Л.:- Наши дети рвутся за нами на сцену и не понимают, что туда нельзя. Я иногда чувствую вину перед повзрослевшим сыном. Хотя мне говорят - Надежда, это жизнь. Иногда сын сидел в гримёрке, пока я была на сцене. Взрослые всегда в ответе за детей. Но не всегда мы можем уделять должное внимание детям.
В.М.: - Как относятся знакомые к вашей профессии?
Н.Л.: - Когда приезжаю на дачу, некоторые люди узнают, кто я, и говорят - кукольный театр - это когда вы под столом сидите и зайчиками прыгаете. Или «А ну-ка чё-нить изобрази». Я это не люблю. У каждого своя работа. Изображать - это не моё. Я проживаю роль.
Частички счастья
В.М.: - Дети чувствуют фальшь?
Н.Л.: -Приходя в театр, надо все проблемы оставлять снаружи. Если ты на сцене - всё забудь, сосредоточься на том, что ты делаешь. Ты пришёл сюда ради того, чтобы у ребёнка остался кусочек счастья, чтобы у него было желание что-то рассказать своим друзьям, родителям. Я люблю купаться в роли, получать наслаждение от спектакля. Если чувствую, что зал меня принимает, тогда удовольствие двойное. Дети не любят фальшь. Если взрослый зритель понял, что ты фальшивишь, он досидит до конца. Если ребёнок поймёт, что ты обманываешь, он может встать и уйти. Аншлаг - с одной стороны, хорошо, но с другой - плохо. Дети начинают шуметь, ёрзать. Первым рядам более-менее слышно, а последним - нет. Из-за этого детям становится неинтересно, что происходит на сцене. Поэтому хочется более откровенного, камерного диалога с залом.