Примерное время чтения: 9 минут
1298

Началось с Бабы-Яги. Мужчины - лучшие создатели кукол

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. 'АиФ в Иванове' 30/10/2013
Фото: Татьяны Матвеевой / АиФ-Владимир

В возрасте 45 лет Андрей неожиданно для себя самого стал создавать кукол. 

- Этот процесс очень увлекает. И рождения каждого персонажа ждёшь, словно рождения человека, - говорит Андрей Вячеславович. Он никогда не будет лепить куклу, если у него плохое настроение.  

Неожиданное увлечение

Татьяна Матвеева, vlad.aif.ru: - Андрей Вячеславович, когда и как вы стали кукольником?  

Андрей Дергунов: - Долгое время - с 1983 года - я работал строителем и ранее за собой не замечал каких-либо творческих всплесков, тем более, связанных с куклами. Моя работа была престижной и перспективной. Но время шло, и однажды я проснулся с желанием делать композиции из цветного песка. Случилось это года три назад. Так я начал засыпать бутылки цветным песком, после пробовал себя в роли художника. Но поскольку по рисованию у меня всегда была «тройка», художник из меня не получился. 

Песчаное творчество неожиданно для меня самого сменилось желанием создавать кукол. Возможно, я в детстве недоиграл, хотя игрушек было много. Может, хотел создать свои игрушки, особенные. 

Т.М.: - Ваша первая кукла?

А.Д.: - Баба-Яга. Даже не знаю, как обосновать свой выбор. Захотелось! Она получилась далеко не идеальной. Пластика у меня тогда еще не было, да я и не знал, что есть такой материал, который идеально подходит для лепки кукол. Поэтому я сделал форму из пластилина, по ней гипсовый слепок, залил его монтажной пеной. Так родилась моя Баба-Яга.

А потом я стал целенаправленно интересоваться, как правильно и из чего делать кукол. Раньше, когда в ивановских магазинах не было пластика телесного цвета, я покупал цветной, перекрашивал его. Сейчас появился пластик телесного цвета. Работать стало легче.

Больше всего Андрей Дергунов любит создавать исторические и литературные персонажи/Фото: Татьяна Матвеевой 

Т.М.: - Расскажите, как проходит процесс рождения из куска бесформенного пластика ваших персонажей? Как рождаются образы?

А.Д.: - Сейчас многие мои друзья, знакомые стали делать заказы: слепи, мол, такую куклу. Приносят фотографии своих близких людей, хотят им сделать сюрприз на день рождения. Но, откровенно говоря, мне сложно работать, так сказать, по заказу. Понимаете, образы моих будущих кукол рождаются сами собой. 

Однажды я уже ложился спать, и в голову пришла идея создать куклу Михаила Боярского. Я понял, что если сейчас не встану и не начну лепить, завтра я уже этого не сделаю. Открыл Интернет, стал собирать информацию о персонаже. Портретные куклы, признаться, очень сложно создавать: не всегда найдешь особенности профиля, затылочной части. Ведь в идеале не только лицо, но и каждая деталь должны быть похожими на оригинал. Процесс кропотливый, занимает от трёх до семи дней. Но поначалу, конечно, я делал своих персонажей гораздо дольше.   

Царские особы

Т.М.: - Андрей, в вашей коллекции очень много сказочных героев: Шапокляк, Почтальон Печкин, Старик Хоттабыч на ковре-самолёте. Есть всеми любимая троица Вицин-Никулин-Моргунов. Но особое место занимают исторические персонажи. Почему? 

А.Д.: - Моя вторая кукла - Иван Грозный. Я испытываю особый трепет к историческим персонажам. У них, как мне кажется, особая энергетика, аура. Так, в моем доме появились на свет куклы Князь Владимир, Николай II, Пётр Первый, Екатерина Великая. 

Процесс создания кукол увлекает. Рождения каждой куклы ждешь с нетерпением, думаешь, какая же она будет. И здесь недостаточно идеально создать пропорции тела, сделать живое, неплоское лицо. Нужно вдохнуть в персонаж жизнь, передать с ним свои эмоции, переживания! А это передаётся, в том числе, через мелкие детали в одежде. Её я шью сам, стараясь соответствовать той эпохе, родом из которой мой персонаж. 

Например, одеть моего Петра Первого оказалось непросто: зеленого сукна в ивановских магазинах не оказалось. Пришлось царю сшить одеяние из зеленого бархата, вылепить трость.  

Т.М.: - Получается, создавая куклу, вы обращаете внимание даже на самые мелкие детали…   

А.Д.: - Конечно! Создавая куклу, заранее продумываешь, какая у нее будет причёска, в чём она будет одета. Нужно, чтобы «костюмчик сидел»! Я иду в магазины тканей, подыскиваю нужного цвета, покупаю небольшие куски, по 20-30 см. Бывает, рождение новой куклы затягивается на месяц, потому что не можешь «доработать» образ. А бывает, кукла за два дня рождается. В любом случае, я не люблю откладывать недоделанную работу. 

Т.М.: - Возникало ли когда-нибудь желание создать политических деятелей разных эпох?

А.Д.: - Честно скажу, никогда! Душа не лежит. Я больше люблю сказки, комедии. Мечтаю заняться военной тематикой. Более того, признаюсь, что меня часто разочаровывают политические персонажи мастеров восковых фигур. Они непохожи, можно сказать, обез­личены. А кукла должна привлекать, задерживать внимание, рождать эмоции. Поэтому мой основной принцип: не лепить, когда плохое настроение.   

Тяга к красоте

Т.М.: - Андрей, вы считаете, лепить кукол - мужское занятие?

А.Д. - Почему бы нет? Скульп­торов-мужчин сколько было! Кукольники в Иванове - это самые разные люди по профессии, образованию, жизненной позиции. Среди них есть и мужчины. А сколько коллекционеров-мужчин! Наверное, это те люди, которые стремятся к прекрасному. 

Т.М.:  - Как вы считаете, интересны ли детям куклы из пластика? В гипермаркетах огромный ассортимент Барби, пупсанов, фарфоровых и других кукол …

А.Д.: - Современные куклы однообразны, что называется, на одно лицо, потому что делаются по одной болванке. Хотя у фарфоровых кукол интересна одежда, которая обыгрывает целую эпоху. По моему наблюдению, нынешних детей больше притягивают другие куклы - с интересными лицами, в красивой одежде, те куклы, которые делал конкретный человек. 

Моя четырёхлетняя племянница, когда приходит в гости, каждый раз долго смотрит на кукол (знает, играть ими нельзя, они выставочные), а потом деловито спрашивает: кого ты еще сделал?  

Мы с коллегами проводили для ивановских ребятишек конкурс. Дети рисовали куклу, о которой мечтают, а мы их мечты воплощали в жизнь, то есть по их рисунку лепили кукол. Желания детей, среди которых, кстати, были и мальчики, самые разные: Арлекин, зайчики, медвежата, девушка-весна, паучки, русалки, роботы. Все очень милые и добрые.     

Т.М.: - Вы как папа, как кукольник что можете рекомендовать родителям в плане творческого развития детей?

А.Д.: - Давайте детям возможность для творчества, не убивайте инициативу, не лишайте желания что-то сделать своими руками. И не важно, как ребенок нарисует, слепит или наклеит. Развивайте у детей чувство вкуса, стремление к красоте. 

Т.М.: - Андрей, как складывается судьба ваших кукол?

А.Д.: - Я не люблю повторяться, поэтому каждая кукла у меня в единичном экземпляре.  Несмотря на то, что сейчас их у меня более сотни, расставаться с ними очень тяжело. Но хранить зачастую негде. Поэтому я дарю их друзьям и знаю, что иногда буду видеть своих кукол у них дома. 

Т.М.: - За границей, в столице кукольники с помощью своего ремесла зарабатывают неплохие деньги. Например, куклы ручной работы с выставок продаются по 25 тысяч евро. 

А.Д.: - Лично я никогда не ставил перед собой задачу извлекать из моего хобби финансовую выгоду. Мне даже сложно назначать цену людям, которые просят создать ту или иную куклу. 

Что касается цен, то в столице действительно за пять тысяч рублей куклу не купят. Она должна стоить не менее 40 тысяч рублей. Это тусовочные цены. Иванову до этих цен, конечно, далеко. Но самое главное для меня - в другом. Когда начинаешь делать куклы исключительно на продажу, для коммерции (а многие кукольники именно так и работают), все персонажи становятся на одно лицо. Штамп! Как творец, как художник кукольник прекращает расти. Он к своему прошлому развитию уже никогда не вернётся. Я считаю, что это скорее трагедия, чем достижение.

Досье

Андрей Дергунов родился в Иванове в 1966 году. По образованию строитель. В школе посещал кружок по шитью мягких игрушек. Воспитывает 15-летнюю дочь. Самая любимая её кукла - это Барон Мюнхгаузен. 

Свою первую личную выставку открыл в 2011 году в детской библиотеке на улице Крутицкой. Позже познакомился с Лилией Ражевой, создателем творческого клуба-студии «Белая стрекоза», и стал его членом.

 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах