Работник социального центра Татьяна Котова рассказывает об одиноких обитателях кольчугинского «Сахалина»

Фото: vlad.aif.ru

   
   

Первые шаги – самые сложные

- Татьяна Котова: Я 15 лет отработала в «Роспечати», - рассказывает Татьяна Леонидовна. – В 1995 году склад, где я работала, закрыли. Пришлось искать другую сферу применения своих сил. Мне посоветовали устроиться соцработником. Я побывала на планерке в социальном центре и решила, что справлюсь.

- «Аиф-Владимир»: Вы помните своих первых подопечных?

- Т.К.: Как не помнить? Мало того, что мне было тяжело с непривычки так много ходить, мешала неопытность, так еще и обслуживаемые достались непростые: была, например, семья, жившая в своем доме с большим земельным участком – мне приходилось помогать в обработке земли. Дом у них был без удобств, а воду приходилось носить из колонки. Да еще хозяйка там была дама с характером. Но постепенно мы нашли с ней общий язык.

«Аиф-Владимир»: А сколько человек вы обслуживали?

- Т.К.:огда было 13 (сейчас – 12), из них шестеро – старше 80 лет, да и остальные близки к этому возрасту.

«Аиф-Владимир»: Чем старше человек, тем больше хлопот?

   
   

- Т.К.: С одной стороны – да. С другой – чем труднее человеку, тем больше его жалеешь, стараешься помочь. И в конце концов все его беды становятся твоими – иначе не получается. К нашей работе нельзя подходить формально и выбрасывать ее из головы, закончив рабочий день. Нам и в праздники звонят, бывает, что и ночью поднимут. Но это – в исключительных случаях.

«Аиф-Владимир»: Можете ли вы рассказать о подопечных? С конкретными судьбами…

- Т.К.: В основном мои клиенты работали на одном из двух кольчугинских заводов – им. Орджоникидзе и «Электрокабеле». Как правило, все привыкли к активной жизни: трудились, занимались общественной работой, кто-то – спортом или самодеятельностью. Им тяжело переносить вынужденное ограничение круга общения. У нас в центре действуют различные кружки и мини-клубы, но у тех, кого мы обслуживаем на дому, уже нет сил ходить туда.

Непростое судьбы полотно

Что касается судеб - 19 декабря мы похоронили женщину, которую я обслуживала 15 лет – практически с самого начала, как пришла в социальный центр. 12 августа мы поздравляли ее с 90-летием… Эта женщина в свое время работала на стройке, в леспромхозе. Ее дочь утонула в шестилетнем возрасте, а за последние три года она потеряла сына и сноху. Муж умер 15 лет назад – после его смерти она и встала на обслуживание в центр. Остался внук, вот к ней и ходили он да я. Но у него своя семья, работа.

У меня душа перевернулась, когда она как-то сказала мне: «Ты – моя дочка!» Не думаю, что удостоились этих слов только за то, что приносила из магазина продукты, помогала по дому. Хотя это и является нашей прямой обязанностью, главное для стариков – душевная поддержка. Поэтому я всегда стараюсь понять их, поставить себя на их место. Убеждаю их, что, как бы ни было тяжело, есть в жизни и светлые стороны, что надо жить.

Самое страшное для моих стариков – пережить своих детей. Вот другой моей обслуживаемой - 83 года; она трудилась на заводе им. Орджоникидзе, затем в «Роспечати» - мы давно знакомы, я ее и убедила встать к нам на обслуживание. У нее восемь лет болела дочь, не так давно умерла. Можно представить, каково теперь матери.

«Аиф-Владимир»: Есть среди ваших подопечных взбалмошные старики, могущие накричать попусту, несправедливо обвинить в чем-то, обидеть?

- Т.К.: Было – еще в начале моей работы. Я принесла одной женщине продукты с рынка, а она сунула куда-то кошелек и обвинила меня в краже денег. Это произошло уже после того, как при мне она достала кошелек и рассчиталась со мною. Мы обыскали полкомнаты – бесполезно. Придя в центр, я поделилась случившимся с заведующей отделением Е.С. ДМИТРИЕВОЙ. Она успокоила: кошелек обязательно найдется. А кошелек через месяц на самом деле нашелся: он, оказывается, завалился за диван.

«Сахалин» и его обитатели

«Аиф-Владимир»: Вы обслуживаете нуждающихся в помощи на дому – наверное, бываете и в частном секторе. Не боитесь ли собак? Были ли случаи, чтобы «братья наши меньшие» кидались на вас?

- Т.К.: Я знаю и людей, и собак, и меня все знают. Обслуживаю я в основном «Сахалин» - частный сектор. Собаки знают, что у меня всегда есть для них кусочек хлеба. Правда, вот недавно была метель, так за мной в частном секторе шла собака – большая, незнакомая. Я остановлюсь – и она встанет. Так и дошла, а больше ее не видела. 

«Аиф-Владимир»: Сегодня нередко люди бывают страшнее собак. Лже-соцработники для пожилых людей в последние годы стали настоящим бедствием. Бывают ли такие случаи в Кольчугино?

- Т.К.: К сожалению, да. Недавно одну женщину обокрали – унесли все, что она копила «на черный день». И дело здесь не в старческой наивности. Большинство моих подопечных –осторожные люди. Просто так их не обманешь. Скорее всего – действует гипноз. Так, похоже, было и в последнем случае. Виновных пока не нашли. А женщина, которая осталась без копейки, придя в себя, просто жить не хотела от отчаяния: обман расстраивает стариков даже больше, чем потеря денег.

«Аиф-Владимир»: И как в таких случаях действует соцработник?

 -Т.К.:  Помогаем, чем можем. В последний раз это произошло не на моем участке, но у нас никто не оставит обслуживаемого в беде: то картошки своей принесем, то купим продуктов. Ведь нельзя же просто прийти прибраться и равнодушно уйти, видя, что человек голодает. Мы все переживаем за стариков, попавших в беду, всегда интересуемся, как у них дела.

«Аиф-Владимир»: Бывает ли, что пожилой человек пострадал не от чужих людей, а от близких?

 -Т.К.: Не скажу, что часто, но нас такими случаями не удивишь. Было как-то – отец помог сыну решить жилищную проблему, согласился переехать к нему, продав свое жилье. Они договорились, что пока отец поживет на даче. Когда начались холода, а за стариком так никто и не приехал, он добрался в город сам. Сын его встретил закрытой дверью. На бездомного старика обратили внимание социальные работники, расспросили обо всем и сообщили руководству центра. Какое-то время мы опекали его: устраивали на ночлег, кормили – благо, один из кольчугинских предпринимателей печет хлеб и часть бесплатно направляет нам – в центре социального обслуживания всегда есть кого поддержать. К счастью, бездомный старик нашел крышу над головой в одном из домов-интернатов Владимирской области.

«Аиф-Владимир»: В центре вы делитесь проблемами, возникшими у подопечных, сообща ищете выход. А со своей семьей делитесь своими переживаниями?

 -Т.К.: У меня муж не так давно пережил инсульт, так что стараюсь его не волновать ничем, хотя он бы понял и поддержал меня. Живем мы вдвоем – сын с семьей во Владимире, внучке пять лет. 

Смотрите также: