«Копейка» память бережёт. Молодёжь всё чаще покупает ретро-автомобили

У ивановской молодёжи старые «копейки» сегодня в чести. © / Фото Татьяны Матвеевой / АиФ

Кто ездит на старых машинах?

Татьяна Матвеева, vlad.aif.ru: - Олег, многие ваши сверстники стремятся купить иномарки. А вы осознанно ездите на отечественном автомобиле, причем 80-х годов выпуска. Почему?

   
   

Олег Авимов: - В современной жизни, где нас повсюду окружают комфорт и в то же время обыденная жизненная суета, «копейка» смотрится очень необычно. Люди зачастую отрываются от своих дел, чтобы взглянуть на твой автомобиль, вспомнить, что раньше было всё иначе, чем сейчас. Тогда и пломбир был по 20 копеек, и машина была далеко не у каждого. А люди больше общались между собой лично, а не посредством интернета и социальных сетей. 

В этом автомобиле прослеживаются отголоски прошлого, нашей истории. Именно на этих машинах наши родители и дедушки начинали свой путь как автомобилисты. В то время «Жигули» были прорывом в автомобильной промышленности и в общей автомобилизации всего Советского Союза. 

Т.М.: - Почему выбор останавливается именно на «ВАЗ-2101»?

О.А.: - Есть несколько причин, по которым люди выбирают «копейку»: кто-то покупает этот автомобиль просто потому, что на него хватило денег. У некоторых на таких же автомобилях ездили родственники, и в память о них они начинают заботиться о старенькой машине. Кто-то просто поддаётся моде на ретро. В редких случаях люди просто коллекционируют подобные машины.

Т.М.: - Расскажите вашу историю покупки «копейки»?

   
   

О.А.: - Меня с детства тянуло к машинам, как любого мальчишку. Потом я уже всерьёз стал интересоваться ими, помогал деду чинить его машины. Права я получил сразу же после того, как мне исполнилось 18 лет. За лето я накопил деньги и купил «копейку» за 8 тысяч рублей. За три года многое было сделано: поменян мотор, почти все узлы трансмиссии, я перебрал подвеску. Автомобиль полностью перекрашивался в заводской белый цвет. Прикипел сердцем к этой машине, хотя пришлось вложить в неё за три года почти 100 тысяч рублей. Но продавать «копейку» я не собираюсь, планирую и дальше улучшать её динамические характеристики и повысить уровень комфорта.

Мода на ретро

Т.М.: - С чем, по-вашему, связан всплеск моды на ретро-авто, особенно у молодёжи? 

О.А.: - Возможно, опять же дело в воспоминаниях о временах СССР. Многие члены нашего клуба - это молодые люди, которые не застали советские времена, и знают о том, что такое Советский Союз, только по рассказам родителей, дедушек и бабушек. Я считаю, что на покупку этого автомобиля людей подвигает интерес. Интерес к тому, какая жизнь была в то время. И, конечно, желание немного приобщиться к той жизни, почувствовать её.

Т.М.: - Олег, расскажите, как и когда возникла идея создать в Иванове клуб любителей «копеек»?

О.А.: - Идея возникла давно и у нескольких людей одновременно. Мы нашли друг друга через социальные сети, встретились. 14 февраля 2014 года - день рождения нашего клуба.  

В клубе состоят люди самых разных возрастов и социального статуса. Но в основном молодые. Практически все старинные «копейки» членов нашего клуба и их истории уникальны. Есть у нас одна машина с зелёным салоном, который считается одним из самых редких. Их ставили всего в течение одного года (это был 1974 год), и найти машину с таким салоном очень трудно. Владельцу этот автомобиль подарили коллеги по работе. 

Среди членов нашего клуба есть автомобиль, который ранее принадлежал ветерану Великой Отечественной войны, которому «копейку» подарило государство в честь очередного празднования Дня Победы. Автомобиль был перекрашен и доведен практически до оригинального состояния. 

Т.М.: - А какие мероприятия вы проводите? 

О.А.: - У нас стало традицией собираться 19 апреля. В этот день с конвейера волжского автомобильного завода сошли первые «копейки». Пока наш клуб ещё только начинает развиваться, и больше 7-8 машин одновременно пока не собиралось. Но даже это мы считаем успехом. 

После встречи участников в назначенном месте колонна отправляется в небольшой автопробег по ивановским улицам, чтобы показать жителям и гостям нашего города, что автомобили «ВАЗ-2101» ещё живы и ездят, несмотря на свой возраст. 

Не дать превратиться в ржавую пыль

Т.М.: - Ваше мнение: машина чувствует хозяина, его настрой? 

О.А.: - Автомобиль - это довольно сложный агрегат («копейка» - не исключение). И он обязательно потребует своевременного ухода за собой. Иначе будут поломки, потраченное впустую время. 

Лично я стараюсь следить за своим автомобилем: вовремя меняю запчасти, которые уже не выполняют свою функцию в полную силу из-за чрезмерного износа, периодически подкрашиваю проблемные места и езжу аккуратно. Иногда случаются и непредвиденные поломки: машине же 30 лет! Но чаще всего - это мелочи, которые устраняются за пару минут. 

И, несмотря на все эти обычные, вроде бы, поломки, проявляется некая загадочность в этих машинах. Неожиданно обнаружится незначительная поломка. А через пару минут всё будет снова работать. Такое чувство, что при определённом расположении звезд Вселенная решает, что и когда ломается в твоём автомобиле (смеётся).

Т.М.: - Кстати, возникают проблемы с поиском и приобретением запчастей? 

О.А.: - С запчастями, к счастью, не всё так плохо. То, что относится к технической части (мотор, подвеска, трансмиссия), можно найти в любом магазине.

Проблемы возникают с поиском деталей экстерьера и интерьера автомобиля. Но трудности решаемы. Первый и самый простой: купить запчасть в интернете. Пару часов поиска, и вот к тебе едет долгожданная деталь, например, из солнечного Сочи. Только есть одна проблема: это стоимость. Практически всегда она на порядок завышена. 

Т.М.: - А если финансы ограничены?

О.А.: - Если у вас бюджет ограничен, то на помощь приходит второй способ: это поиск деталей на всяких разборках, в гаражах, на пунктах приёма чермета и, конечно же, у друзей. Времени на поиски потребуется гораздо больше. Но то чувство эйфории, когда ты берёшь в руку эту чудную маленькую «хромульку» и разглядываешь во всех возможных ракурсах, примеряешь её уже на машине, ни с чем не сравнимо! После установки её на автомобиль потом ещё пару дней ходишь заряженным хорошей порцией позитива.

Члены нашего клуба нередко восстанавливают «копейки» из «тлена и праха». В любом случае к машине надо приложить руки, без ухода всё превратится в ржавую пыль.

Аварии зависят не от марки

Т.М.: - Олег, интересно ваше личное отношение к отечественному автопрому: какие основные проблемы у наших машин, и есть ли преимущества перед иномарками? 

О.А.: - По-моему, отечественный автопром имеет своё право на жизнь. Главное - это не шильдик на крышке багажника. Зачем переплачивать деньги просто за то, что у тебя будет именно иномарка?

Досье
Олег АВИМОВ, 21 год, студент ИГЭУ им В.И. Ленина (учится на электромеханика), один из основателей клуба «ВАЗ-2101-Иваново». Водительский стаж 3 года. «Копейка» 1984 года выпуска белого цвета - его первый личный автомобиль.

Да, наши машины далеко не самые надёжные, практичные и комфортные, но и цена за них не столь велика. Для людей с небольшим достатком это решающий аргумент в выборе автомобиля. К сожалению, долгое время АвтоВАЗ топтался на месте, выпуская морально и технически устаревшие модели. Но сейчас всё немного иначе: появляются новые модели, улучшаются характеристики автомобилей, дизайн. 

Т.М.: - Вспомните резонансные аварии двух последних месяцев. Например, на улице Куконковых с участием сразу четырёх машин. При столкновении отечественных легковых автомобилей и иномарок серьёзно пострадали именно водитель и пассажиры, ехавшие в наших авто… 

О.А.: - Здесь не столько важно, на какой машине ты едешь, а как ты управляешь ею. Пристегнуться ремнём безопасности, не превышать скорость, не выезжать на полосу встречного движения, не выполнять рискованных, необдуманных манёвров, - вот что сохранит вам жизнь. В противном случае разбиться можно даже на дорогом импортном внедорожнике.