Малая кругосветка. Пешком вокруг Мурома - легко или непросто?

Таким Муром видят птицы… © / Из личного архива

     
   

Обогнуть земной шар на летательном аппарате непросто. А легко ли обойти вокруг города, в котором ты живёшь? Оказывается, тоже задача, требующая приложения определённых усилий. Муромлянин Александр БУЗМАКОВ давно задался такой целью и вот уже несколько раз собирает походы, которые называет «малая кругосветка». Цель - пройти по периметру Мурома. Казалось бы - чего уж проще? Но надо самому пройти по бездорожью хотя бы небольшой участок пути, чтобы понять - нам, привыкшим к комфортным дорогам, это непросто. А когда-то нашим предкам перейти с одного конца города на другой  было  равнозначно прогулке по дачному участку. О том, какая жизнь протекает буквально за забором города, в двух шагах от цивилизации, но всё-таки вне её,  рассказывает муромский путешественник.

Ночь на дороге 

Людмила Кузнецова: - Александр Павлович, как у путешественника со стажем, покорявшего уральские хребты, карпатские горы, карельские перекаты, родилась идея обойти вокруг Мурома?

Александр Бузмаков: - Цель любого похода - испытать себя, смогу или нет? Последнее время я занимаюсь грузоперевозками. Как-то в пути сломалась машина. Дело было в пригороде, машин на дороге мало, дело к вечеру. Рассчитывать на чью-то помощь не имело смысла, и я пошёл пешком до ближайшего населённого пункта. Вот тогда-то и вспомнил о наших предках, которые ходили пешком. Тогда и зародилась простая, на первый взгляд, идея - обойти вокруг Мурома. Первый раз отправился со своим товарищем Юрием Амозовым. 

Л.К.: - Зимний вариант похода, наверное, сложнее, чем летний?

А.Б.: - Не всегда. В тот год были хорошие погодные условия. После оттепели настали морозы, снег покрылся прочным настом, и по нему, как по специальному покрытию, бежалось просто замечательно. Правда, у меня были широкие лыжи, а у товарища нет, и всю дорогу пришлось торить мне. Зимний поход ещё интересен тем, что на белом снегу, как на белом экране в кино, видно всё, что здесь было до нас. Надо только уметь видеть. Первый этап маршрута проходил от деревни Кольдино до  Лазарево. Это населённые пункты, где много и людей, и машин. Но совсем рядом нам довелось увидеть следы зайца. Вот он сначала бежал трусцой, потом - во всю прыть. Что увидел «косой», неизвестно, но, судя по следам, притаился в кустах, залёг в ожидании. А следом за заячьими следами - лисьи. Видимо, рыже­хвостая выслеживала свою добычу. Чем закончился этот поединок, мы не знаем. По крайней мере, следов смертельной битвы мы не увидели.

Муром Фото: Из личного архива/ А такая красота начинается буквально за «забором» города.

Л.К.: - В таком походе всё необходимое должно быть с собой? Что лежит в рюкзаке?

   
   

А.Б.: - Действительно, только самое необходимое. Коврик и спальник для ночёвки, принадлежности для костра, смена белья на случай, если промокнешь, минимум еды и воды. Итого, рюкзак набирался под 20 кг. С такой поклажей, конечно, не до местных красот  но на то он и поход, чтобы не просто пройти, но и увидеть.

В заповедных и дреучих …

Л.К.: - Что можно увидеть в двух шагах от многотысячного города?

А.Б.: - Маршрут был построен так, чтобы всегда были видны окраины города. А поскольку он стоит на Оке и граничит с Нижегородской областью, то часть пути проходила уже по заокской территории. Помните песню «В заповедных и дремучих, страшных муромских  лесах..»? Так вот эти «страшные» места начинаются буквально на той стороне. За ними давно закрепилась дурная слава. Леса там действительно тёмные и дремучие. Ещё одна причина, возможно,  в том, что там много подземных карсто-образований. То есть, сверху всё выглядит обычно, а под землёй образуются пустоты. И вот в один момент земля обрушивается, как бы открывая вход в преисподнюю. Увидеть такое - мало не покажется. Возможно, есть и другие аномальные явления. Нам с ребятами пришлось как-то проходить в низовьях Велетьмы, которая впадает в Оку.  Это спокойная, неторопливая речка, но в одном месте она словно решила над нами поиздеваться. Мы шли на байдарке, и буквально на каждом шагу возникали непроходимые препятствия. Нам 33 раза пришлось обносить байдарки берегом. Так и там как будто неведомая сила тормозила наш путь. Каждая ветка норовила хлестнуть по лицу, каждый куст - зацепиться за лодку, а внизу «подножки» ставили ямы и корни деревьев.  Возможно, мы просто устали тогда, и все эти препятствия были не настолько серьёзными, как нам показалось. Однако никто из моих товарищей не захотел потом повторить этот маршрут. Куда угодно, только не туда. Этим летом я ещё раз отправился в тот район. И опять не обошлось без приключений и потерь. Заблудился на самом обычном месте, по которому ходил сто раз, потерял удочки, совершенно неожиданно пошёл проливной дождь. В общем, плюнул я на это «заколдованное» место. Может быть, потом ещё раз схожу, чтобы всё-таки доказать себе, что нет там ничего таинственного и мистического.

Когда ботинки не жмут 

Справка
Муром расположен на левом берегу реки Оки, в 137 км от Владимира, на границе с Нижегородской областью. Занимает площадь 43,7 км2.

Л.К.: - Как строился маршрут вокруг города?

А.Б.: - Какую-то часть пути я шёл один. На другие этапы приглашал товарищей. С северо-западной стороны города много населённых пунктов, которые мы проходили - часть по бездорожью, частично по межпоселковым дорогам. От Репино до Кесово, потом от него  до Пестенькина и до Чадаева. Затем, как я уже говорил, заокская часть пути.

Л.К.: - Что самое главное в таком путешествии?

А.Б.: - Как и в любом другом - экипировка. Если одежда и обувь удобные, то любая дорогая вдвое короче и  проще.

Л.К.: - Было ли что-то, что удивило?

Досье
Александр Павлович Бузмаков. Родился в 1955 году в Свердловской области. Долгое время работал на одном из муромских предприятий инженером-технологом, начальником бюро, потом перешёл на индивидуальную предпринимательскую деятельность. С юности ходил в походы разных категорий сложности - в Карелию и Карпаты на байдарках, в Среднюю Азию на катамаранах, по Уралу и Саянам, по льду Байкала.

А.Б.: - Скорее, возмутило. Следы человеческого пребывания можно встретить почти везде. Заглянешь в какой-нибудь самый дальний уголок,  и кажется - вот оно, заповедное, девственное место. Приглядишься, а из-под куста обязательно торчит горлышко от бутылки или полуистлевший целлофановый пакет. Уж сколько сказано на эту тему, а мы продолжаем гадить там, где живём, куда приезжаем, чтобы насладиться природной чистотой. Именно поэтому, каким бы тяжёлым ни был мой рюкзак, я обязательно уношу с собой всю использованную тару. Уж если хватило сил принести её с содержимым, значит, и на пустую должно хватить. Но одно дело, когда человек идёт пешком, совсем другое -  когда приезжают на машинах и оставляют после себя помойку.  Вот, что меня возмущает больше всего. 

Л.К.: - Какие ощущения после такого похода?

А.Б.: - Физически это непростой переход, поэтому всегда приятно ощутить, что ты смог сделать то, что не всякий сделает. А когда на практике узнаешь, какой всё-таки огромный наш город, гордость берёт и за свою малую родину. Ещё один немаловажный фактор - проверка друзей. Приятно осознавать, что все те, кому я доверяю, заслуживают того. Уж заслуживаю ли я того, чтобы мои друзья могли взять меня с собой в такой поход, - не знаю. Надеюсь, что заслуживаю.

 

Смотрите также: