Недавно хор мальчиков и юношей вернулся из Москвы, где были ответственные выступления, потом было управление хором из тысячи человек на площади Победы в день праздника 9 Мая.
Татьна Тимоха, vlad.aif: - Эдуард Митрофанович, а правда, что губернатор тоже пела в вашем хоре в День Победы?
Эдуард Маркин: - Пела.
Т.Т.: - Дирижировать такой массой людей сложно?
Э.М.: - Да нет, не особенно, если ты профессионально работаешь с хоровыми коллективами. На Олимпиаде в Сочи, где мне пришлось работать, хор был намного больше.
Вместе с победителями?
ТТ.: - Так что же было в Москве?
Э.М.: - 29 апреля мы отправились в Москву по приглашению Валерия ГЕРГИЕВА для участия в его «Пасхальном фестивале», который проводится в России уже 13-й год. Мы пели в доме ветеранов, в храме Великомученика Никиты на улице Басманной и в главном кафедральном соборе Коломны - купеческого города-музея. Встречали нас прекрасно - начиная с организации поездки: доставили в столицу на «Сапсане», поселили в хорошем отеле. Очень важный для нас момент: впервые в действующей православной церкви перед алтарём поставили станки для размещения хора и стулья для слушателей, чего не было раньше.
ТТ.: - Программа концерта была специально подобрана?
Э.М.: - У нас весь репертуар ориентирован на духовную музыку, хотя есть, конечно, и светские произведения. В основном, это классика эпохи Возрождения, песнопения и православные молитвы, написанные знаменитыми русскими композиторами. И для поездки на фестиваль мы, конечно, подготовили соответствующую программу. Принимали нас замечательно, выступлением хора я очень доволен.
Завершились наши столичные гастроли большим событием для коллектива - выступлением на прославленной сцене Большого зала Московской консерватории. Нашей хоровой капелле была оказана большая честь - петь вместе с победителем российского конкурса хоров и обладателем Гран-при - профессиональным хором из Санкт-Петербурга.
ТТ.: - Вы же - член жюри этого конкурса. Скажите, в России ещё поют хором? Когда-то каждая область имела свой хор - со своим репертуаром, неповторимым колоритом места, истории…
Э.М.:- Можно сказать, что эта традиция в России возрождается. В числе девяти ведущих профессоров-хормейстеров мы слушали хоровые коллективы со всей России. Сначала конкурс проходил по регионам - мне было поручено председательствовать в жюри Воронежской, Ярославской областей и Санкт-Петербурга. Затем в Нижнем Новгороде я возглавлял жюри Приволжского округа - там проходил следующий этап прослушивания. И вот в канун Дня Победы в Москве подвели итоги этого большого конкурса. Как я уже сказал, лучшим стал Санкт-Петербургский хор, с которым на закрытии пели наши юноши. Очень надеюсь, что участников такого российского конкурса будет с каждым годом все больше, и сам стараюсь делать для этого все возможное. В прошлом году мы начали проводить свою акцию под названием «Запоёт школа - запоёт страна» и теперь регулярно выступаем с концертами в городских школах. Думаю, что со временем и в область выберемся. Хотим, чтобы дети увидели и услышали, какое это замечательное дело - хоровое пение, почувствовали неповторимую музыку звучания множества голосов. И потом, пение в хоре усмиряет страсти, агрессию, человек оздоравливается даже физически - за счёт постановки правильного дыхания.
Ищем в садиках и школах?
ТТ.:- В вашем хоре сегодня поют больше 40 мальчиков и юношей - как вам удалось найти столько поющих мальчишек?
Э.М.: - Мы их вырастили из непоющих. Ищем каждый год, приглашаем заниматься. Вот на следующей неделе пойдём в детские сады и школы слушать. У нас ведь они не просто учатся петь, но и получают полноценное музыкальное образование в хоровом концертном направлении - занимаются фортепиано, изучают историю музыки, сольфеджио, сдают экзамены. К сожалению, не все родители понимают нашу специфику, и едва научится ребенок петь, тащат его на эстраду петь «попсу», хотят видеть их солистами.
ТТ.:- Может, думают, что там перспективы лучше, заработки больше?
Э.М.:- Это уже не совсем так. Прошло время, когда людям требовалось только хлеба, теперь нужны и зрелища, причем зрелища высокого качества. Я сужу по судьбе наших выпускников, которые работают сейчас в профессиональных хоровых коллективах страны. Зарабатывают они очень прилично, занимаясь любимым делом.
ТТ.: - Поражает уровень подготовки ваших воспитанников - они исполняют западноевропейский репертуар на языке оригинала, поют многоголосные произведения. На сколько голосовых партий максимально разложены самые сложные из них?
Э.М.: - Мадригал Лео Хаслера написан на 8 голосов, «Ночная стража» Брамса - на шесть. Это действительно сложные в исполнении вещи, но дети справляются, у нас работают хорошие хормейстеры и педагоги.
Хочется, чтобы запели все?
ТТ.: - А как вы переживаете мутацию голосов у мальчиков?
Э.М.: - Мы переживём это профессионально, готовим из них и теноров, и басов, и баритонов. Как вы заметили, у нас в хоре поют и мальчики, и юноши, то есть кроме взрослых голосов звучат дисканты и альты. А это дополнительные оттенки для общего звучания.
ТТ.: - Вы одно время набирали в хор и девочек?
А.М.: - У нас есть ансамбль из 12 девочек. Кстати, у каждой части нашего большого хора - мальчиков, девочек, юношей - есть свой репертуар, они могут выступать самостоятельно. Но в рамках нашей акции в школы мы ездим выступать общим большим хором. Очень хочется, чтобы весь Владимир запел - с таким же чувством, как пели 9 Мая на площади Победы.
ТТ.: - Какая-то благостная картина получается - неужели настали для вас времена, когда есть возможность спокойно работать и чиновники не досаждают, как это бывало раньше? И проблем больше нет?
Э.М.: - Конечно, проблемы бывают, но сегодня не то время, чтобы трубить о них, справляемся сами. А что касается чиновников, то, к счастью, сегодня у руководства областью стоят люди, понимающие значение нашей работы. Мы гордимся высокой оценкой губернатора и нашего хорового коллектива, и Губернаторского симфонического оркестра под управлением Артёма МАРКИНА.
ТТ.: - Какие планы, маэстро, у вас на лето? Предполагаются ли гастрольные выступления?
Э.М.: - Летом я буду работать на огороде, а коллектив отдыхать. Считаю, что мы это заслужили очень напряжённым майским графиком выступлений.
Досье
Эдуард Митрофанович Маркин - профессор, народный артист России, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат международных конкурсов, Почётный гражданин города Владимир. Более 30 лет возглавляет хор мальчиков и мужскую капеллу, которые выступали по всему миру, основатель Губернаторского симфонического оркестра. В мае этого года ему вручили медаль «ХХII Олимпийские игры и ХI Паралимпийские игры» и Почётную грамоту от Президента России «За значительный вклад в подготовку и проведение Олимпийских игр в Сочи». Там маэстро готовил хоровые программы на открытии и закрытии Игр.