326

Жизнь на сцене. Оперная певица - о зрителях и судьбе театрального искусства

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. 'АиФ в Иванове' 25/01/2017
Оперным певцам микрофон ни к чему - прекрасный голос услышит каждый.
Оперным певцам микрофон ни к чему - прекрасный голос услышит каждый. Из личного архива

Красивое имя и оптимизм

Татьяна Баланцева, vlad.aif.ru: - Татьяна Сергеевна, сегодня 25 января - Татьянин день. Праздник не только обладательниц этого славного имени, но и студентов. Громкая, широко отмечаемая дата. Накладывает ли имя отпечаток на судьбу человека? 

Татьяна Копычева: - В детстве я не раз спрашивала маму, почему меня назвали Татьяной. Она объясняла просто: имя понравилось. А вот моя бабушка Мотя говорила, что судьба у Татьян непростая. Не случайно же их называют великомученицами. Имя, конечно, влияет на некоторые качества личности. Все Татьяны, с которыми я сталкивалась в жизни, по большей части достойные личности, решительные, энергичные, целеустремлённые, самодостаточные, сильные духом, добрые и отзывчивые. И только у представительниц этого имени два праздника: день рождения и 25 января. Но имя не определяет судьбу человека. Она зависит от того, какая у человека душа, каковы его стремления и отношение к себе и другим людям. 

Т.Б.: - А вы какая? Многие Ваши поклонники восхищаются Вашим красивым тембром, артистизмом и умением зажечь публику…

Т.К.: - Я оптимистка. В жизни случались драматичные, даже трагичные ситуации. «Прийти в себя» всегда помогал юмор. Когда я поступила в Свердловское музыкальное училище имени Чайковского, однажды села не на тот поезд. И могла уехать совершенно в другой город! Интуитивно почувствовала: что-то не то. Посмотрела на пассажиров. Они сосредоточенные, какая-то пасмурность в вагоне. Когда я вышла на ближайшей станции и вся вымокла под сильным дождём, подошла к незнакомой женщине и заплакала. Но уже через 10 минут от души смеялась: ведь могла уехать не туда! 

Т.Б.: - Этот случай стал началом вашей гастрольной жизни?  

Т.К.: - Моя гастрольная жизнь началась ещё до моего рождения. Папа был военным, поэтому семья много ездила. Родилась я в Дрездене. И обожаю немцев за их пунктуальность. Я безумно люблю Украину и Россию. Когда пару лет назад разговаривала со своей троюродной сестрой, которая живёт на Украине, расставила все акценты: о политике ни слова. Мне важнее родственники.

Т.Б.: - А кем Вы хотели в детстве стать?

Т.К.: - В 6 лет я заявила бабушке: вырасту - буду артисткой. Мои слова всерьёз не восприняли. Но в 4-м классе я поступила в музыкальную школу по классу фортепиано. И родителей поставила перед фактом: мне нужен инструмент. Думаю, сыграло свою роль то, что мой дедушка Пётр Тарасович от природы был музыкально одарён. Он сам выучился играть на кларнете, скрипке и мандолине, пел божественно красивым тенором. Передалось это и мне. Правда, в 7-м классе на уроках биологии, когда мы проходили анатомию человека, я задумалась: может, стать врачом? Мама сказала: на доктора 7 лет учатся. Я стала оперной певицей и артисткой. И, так получилось, училась 9 лет: 4 года - в училище, 5 лет - в консерватории.

Талант сильнее протеже

Т.Б.: - Татьяна Сергеевна, по-вашему, в жизни нужно заниматься тем, к чему душа лежит, или выбирать хорошо оплачиваемые профессии?

Т.К.: - Я выбрала то, от чего получаю удовольствие. Смотрю на студентов Ивановского музыкального училища, где я преподаю почти 20 лет. По большей части, хорошие ребята, знают, что хотят, трепетно вбирают в себя информацию. Есть талантливые, но равнодушные студенты. Педагог может всё, говорили у нас в консерватории. Он не может одного: заставить студента искренне захотеть учиться. К сожалению, многие рассуждают так: что такое пение-то? Пойду-ка я в певцы. Однажды юморист Петросян очень точно сказал: поют все, у кого есть рот. И говорят: это же шоу. Тогда причём здесь звания народный или заслуженный артист, которые раздают нашим эстрадным певцам? Искусство не трогайте!

Т.Б.: - Вас это возмущает?

Т.К.: - Наверное, не только меня. Вся Европа воспитывает своё будущее поколение на классике: Моцарте, Бахе. Даже в подземном переходе в Париже звучат их произведения. Вот что интересно: музыкант, даже чтобы играть в подземном переходе, должен пройти комиссию и получить разрешение. Они приезжают со всего мира, их слушает профессура Академии музыки. И именно комиссия даёт или не даёт лицензии. Там важен только талант. Потому и их оперное искусство не сравнимо с нашим. Там действует такой принцип: пой гениально или уходи. 

Т.Б.: - А у наших юных талантов есть ли в современных условиях шанс выбиться в люди без протеже?

Т.К.: - А протеже и не нужны! Сегодня возможностей у студентов гораздо больше, чем было в своё время у нас. Интернет - в помощь. Прислал видеозапись за границу, получил приглашение приехать и работать там. Пример - Дмитрий Хворостовский и Анна Нетребко. Главное - был бы талант. 

Т.Б.: - Некоторые идут другим путём. Например, участвуют в кастингах популярных программ - таких, как «Голос». Как Вы относитесь к таким шоу?

Т.К.: - Мне нравится формат таких передач. В «Голосе» публично выясняют, талантлив ли ты. И судят объективно. Испытание большой сценой, видеокамерой, экспертами - непростой экзамен. Кто его прошёл, с новыми силами должен идти дальше. А если не прошёл - это не повод останавливаться. Нужно стремиться, развиваться. Когда человек знает, что он хочет (учиться, работать по специальности, расти как личность), он более успешен и устойчив. У него есть цель. Будут и силы. Артист всегда должен удивлять, блистать и поражать. Где взять силы и энергию? Черпаешь их изнутри.

Досье
Татьяна Копычева. Ведущая солистка Ивановского музыкального театра. Дипломант международных и всероссийских конкурсов вокалистов. Родилась в Германии. В 1984 году закончила Уральскую государственную консерваторию им. Мусоргского. С 1994 года работает в Ивановском музыкальном театре. В 2005 году принимала участие в Международном конкурсе вокалистов им. Беллини в Италии, где получила диплом в номинации «Достойный музыкант». Награждена многочисленными грамотами департамента культуры и туризма Ивановской области, поощрительным дипломом Премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства.

Настоящая любовь

Т.Б.: - А кто, по Вашему наблюдению, сейчас ходит в музыкальный театр на оперу, оперетту?

Т.К.: - Публика самая разная. Немало пенсионеров. Но есть и молодёжь, что очень радует. Самые благодарные, конечно, люди заслуженного возраста. Приходят почти на каждый спектакль, многие приобретают абонементы. В плане театрального искусства жители Иванова очень образованны. Сюда приезжали лучшие музыканты Москвы и Питера, солисты Большого театра, Мариинского, Алматинского. И я завидовала, потому что у нас в Свердловске гастролей такого масштаба не было. Я хочу сказать, что ивановская публика очень грамотная именно за счёт пожилых зрителей.

Т.Б.: - А молодые люди вообще знают, что такое опера?

Т.К.: - Не все, конечно. На такие спектакли нужно идти подготовленным. Реакция у них самая разная: сопереживают, плачут, смеются. Видно, что молодым зрителям не хватает в жизни той доброты и высокой любви, которые можно увидеть на сцене театра. Наблюдаю, что в зале немало влюблённых пар. Погружение в спектакль высвобождает истинные чувства, помогает снять внутренние преграды, раскрыться друг перед другом. Сейчас ставим новый спектакль «Легенда». Он о любви, о прощении. Приходите!

Т.Б.: - Татьяна Сергеевна, поделитесь секретом красоты и стройности.

Т.К.: - Священнослужитель одного из ивановских храмов, когда я пришла к нему на исповедь, однажды сказал мне: соблюдайте женские постные дни. Это среда и пятница. Можно кушать всё, кроме мяса, яиц и молока. Красота и молодость, конечно, открывают двери. Но важно и внутреннее наполнение, и целый ряд качеств, таких, как целеустремлённость, решительность. Успехов творческих и личных я желаю всем, а Татьянам в день их именин - особенно.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах