Примерное время чтения: 7 минут
146

ЕГЭ убивает будущих Ломоносовых

 25-26 августа в Москве по инициативе общественного деятеля и телеведущей Тины Канделаки прошел Национальный образовательный форум «Умная школа». В нем приняло участие более 200 учителей и экспертов в области образования из 45 регионов страны. В том числе – учитель русского языка и литературы челябинского физико-математического лицея №31 Нелли Пащук. О том, как проходил форум, какие темы и острые проблемы на нем обсуждалось, об этом Почетный работник общего образования РФ, обладатель Гранта Президента РФ Нелли Михайловна рассказала в своих заметках.

Москва, 25 августа

Форум открыла Тина Канделаки, совсем не похожая на привычный образ экранной дивы. Умная, искренняя, демократичная и, как всегда, элегантная. Слово организатора сопровождалось презентацией. На огромной электронной панели, как кардиограмма, пульсировали цифры, графики, демонстрирующие, что мог купить педагог на свою зарплату в 80-е, 90-е годы и в последнем десятилетии.

Бог с ними, с колбасой, сыром, сапогами, джинсами – выжили, не умерли! А вот то, что мы от «Приключения Электроника», «Гостьи из будущего», «Розыгрыша», многочисленных детских передач на радио и ТВ в 80-х сегодня пришли к сериалу «Школа» и фильму «Все умрут, а я останусь» эпатажной Гай-Германики, вызвало тяжелый вздох. В заключение вступительной речи Тина отметила, что на форуме собрались те, кто говорит об образовании, но не всегда встречается за одним столом.

И вот первая дискуссионная площадка или, как ее назвали, панель: качественное школьное образование и результаты PISA. Открыл дискуссию ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук Анатолий Каспаржак, который отметил удручающие результаты международных исследований по чтению.

Что случилось с когда-то читающей и размышляющей страной, почему катастрофически падает грамотность? – вопрошал разработчик «Стратегии 2020». Будто сам не знает, что в стране осмысленное чтение уже давно, как балет. Майя Плисецкая, Ульяна Лопаткина. Элитарное, не для всех. Для всех – то, что интересно и развлекательно: фильмы 3Д, игры, клипы, гаджеты. Насчет последних уважаемый спикер тоже прошелся: мол, внуки стали бабушек приобщать к новейшим информационным технологиям. Я поняла, упрек был в нашу сторону. Но, к счастью, пробежала параллельная мысль: если все учителя поголовно будут ходить на уроки с гаджетами и им откроется чудный вид на Александровский сад, результаты PISA вряд ли от этого станут лучше.

Вообще, параллельные мысли у меня часто возникали, поэтому я старалась их фиксировать в фирменном блокноте. Следующий спикер, умнейший научный редактор журнала «Эксперт» Александр Привалов, вынес жесткий вердикт сначала международной оценке качества знаний отечественных школьников: «Мы не нуждаемся в PISA, чтобы понять, что творится у нас в образовании». Затем не менее жестко прокомментировал недавнее высказывание министра А. Фурсенко относительно того, что самая проблемная у нас основная школа: «Министр на посту 7 лет, если в основной школе случился провал, он должен вслед за этим заявлением уйти в отставку».

Спор между участниками дискуссии накалялся: одни говорили, что новым детям нужны обновленные школы, умные учителя, надо немедленно внедрять стандарты, проводить внешние экспертизы качества знаний, начиная уже с начальной школы; другие считали, что реформы в том виде, в котором они проводятся сейчас, душат школу обилием никчемных бумаг, ненужных инноваций, проектов. Долю горького юмора внес Сергей Волков, сравнив возникшую ситуацию со сценой пьесы «На дне», где герой Сатин читает монолог о человеке, звучащем гордо», правде – боге свободного человека, а в это время другой герой (Актер) идет и вешается. Чем больше нам говорят, что реформы звучат гордо, тем чаще хочется повторить судьбу Актера – расшифровали мы метафору звездного учителя.

Следующие дискуссионные панели были посвящены ЕГЭ и стандартам. Писатель Д. Быков очень верно заметил, что ЕГЭ – это тотальное подчинение знаку, а не смыслу, и если точные предметы еще можно уложить в жернова единого экзамена, то литературу и историю он убивает. Я бы добавила, что и будущих Ломоносовых тоже убивает. Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузминов, помимо затасканного аргумента о пользе ЕГЭ для детей из провинции, ничего существенного не сказал.

Предложил два уровня оценки качества знаний – базовый и углубленный. Член Общественной палаты Любовь Духанина рассказала, какие меры нужно принять, чтобы не повторились нынешние скандалы с ЕГЭ, на что очень живо среагировал патриарх российского учительства Лев Айзерман: «Предложения Общественной палаты и других экспертных институтов установить видеонаблюдение, передать экзамен спецслужбам и сажать за нарушения напоминает мне басню «Квартет»: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. Александр Кондаков, главный разработчик ФГОС для старшей школы, на сей раз не ругал страну за то, что она не умеет читать документ, а оправдывался, сетовал, что было очень мало времени на его разработку, поэтому и получились отдельные ляпы.

Асмолов Александр собравшимся, как малым детям, доказывал, что новые стандарты помогут ребенку сформировать целостную картину мира. Авторитетнейший ученый, член-корреспондент РАО Абрамов Александр Михайлович на это заявил, что все проекты стандартов никуда не годятся, надо начинать заново. Вообще, группа реформаторов выглядела на форуме бледновато, видимо, сказалось отсутствие министра А. Фурсенко и руководителя Департамента образования Москвы И. Калины. Родилась вторая параллельная мысль в виде вопросов: сколько же денег выделили из бюджета страны на разработку стандартов и почему ГУ-ВШЭ занимается вопросами образования, а не экономики?

Случился парадокс на этой панели. Никто не ожидал, что Алексей Венедиктов, совсем недавно громивший почем свет единый экзамен на своем «Эхе Москвы», кинется яростно его защищать, мотивируя тем, что ЕГЭ – единственная возможность влезть в социальный лифт его подрастающему сыну. Битый час уважаемый журналист кричал на несчастных педагогов, так что учитель из Ижевска, не выдержав незаслуженных обвинений в косности, предложила ему покинуть зал.

Венедиктов гордо ответил: «Не дождетесь!» Не понятно было, зачем он так распоясался, никто в аудитории и не собирался подвергать остракизму ЕГЭ – за него проголосовали большинством голосов. (Забыла сказать, что по ходу дискуссии формулировались вопросы и шло интерактивное голосование: да-нет) Однако очень заблуждается Алексей Алексеевич по поводу социального лифта – туда сейчас при тотальном списывании, мошенничестве, обмане простые холмогорские парни не втиснутся.

Придется его мальчику побеждать во всероссийских или вузовских олимпиадах – так надежнее. И еще один вопрос мне хотелось задать Алексею Венедиктову: Интересно, если бы ученые из КБ Королева готовились к ЕГЭ, был бы у нас Гагарин? При следующей встрече обязательно спрошу…

Продолжение последует 31 августа. Второй день намного интереснее первого…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах