Сегодня многие говорят о том, что нынешние дети историю знают крайне плохо. На эту тему мы решили поговорить с сельским учителем истории Долматовской средней общеобразовательной школы Заволжского района Татьяной Смирновой.
История непопулярна
- «АиФ в Иванове»: Татьяна Николаевна, насколько хорошо, на ваш взгляд, наши ивановские школьники знают отечественную историю? Пользуется ли предмет «история» популярностью у современных детей?
Татьяна Смирнова: Нельзя сказать однозначно, хорошо или плохо школьники знают историю. Что-то, может, лучше, что-то хуже, сегодня знают одно, завтра узнают другое. Если по телевидению показали фильм, посвящённый какому-либо историческому событию или личности, или передачу, то об этом событии и личности знают многие и знают неплохо. Так было, например, после показа на Первом канале телесериала о маршале Жукове. Я сужу по результатам опроса, который мы провели вскоре после завершения сериала, почти все ученики знали о его судьбе. Большую роль играет учитель: кто-то даёт общее целостное представление о ходе исторического процесса, кто-то даёт возможность изучить множество конкретных фактов, интересных деталей; кто-то даёт готовую информацию, кто-то учит добывать информацию и т.д. Соответственно и знания у ребят этих учителей будут разные.
На сегодняшний день историю вряд ли можно отнести к предметам популярным, что, впрочем, во многом относится ко всем гуманитарным наукам. Во многом это обусловлено выбором будущей профессии. Сейчас мало кто стремится стать историком. Многие родители считают историю не столь значимым предметом, как, например, математику. А это сказывается на отношении к предмету детей.
- «АиФ в Иванове»: Вас не коробит, когда ученик путает Отечественную войну 1812 года с Великой Отечественной войной?
- Т.С.: Да, ученики достаточно часто путают эти войны. Это говорит о состоянии современной системы ценностей. Сегодня на первом месте – все материальное. Стремление к обладанию материальными ценностями не зависит от исторических знаний. Причина путаницы еще и огромный разрыв между профессиональным и обыденным историческим сознанием. Обыденное сознание находится под влиянием телевидения, где больше эмоций, чем фактов. В школе количество часов на изучение истории значительно сократилось. Многие события, в том числе и войны, изучаются бегло, и у ребят складывается общее впечатление о событиях, а конкретика остаётся в стороне.
Дети подрастают на сомнительном «комбикорме». Взять, к примеру, празднование Дня Победы. Вот уже который год подряд я наблюдаю как накануне 9 Мая дети «ныряют» в социальные сети, поздравляя друг друга с Днем Победы. Некоторые не забывают поздравлять и ветеранов. Вот только в чем беда – не ходят 80-90-летние фронтовики в Интернет, не перестукиваются в «аськах», и георгиевские ленточки с открытками им нужно дарить непременно лично. Увы, нашим детям приятнее поздравить в интернете «контактный лист» с Днем Победы, поставить «лайки» к праздничным открыткам и посмотреть кино «Спасти рядового Райана», чем спуститься на этаж ниже и лично поздравить соседа-ветерана с праздником, поинтересоваться, не нужна ли ему помощь.
Ответственность лежит на взрослых
- «АиФ в Иванове»: Многие подростки просто не понимают значения Великой Победы, не знают ее героев. В нашей области нередки случаи, когда молодые люди, не задумываясь, убивали ветеранов, чтобы украсть их ордена и медали…
- Т.С.: За то, что происходит с молодежью, ответственность должны нести взрослые. Нельзя просто ругать молодежь, а самим стоять в стороне. И раньше к ветеранам далеко не все относились с уважением. Вспомните, были времена, когда фронтовиков ругали за то, что им в очередях не надо было стоять. Представьте себе – стоит толпа в сотню человек, а ветераны проходят без очереди. Думаете, у многих хватало такта и совести не хамить им вслед? Хорошо, что власти догадались тогда открыть для ветеранов отдельные магазины.
Это я говорю к тому, что патриотическое воспитание – очень тонкая педагогическая вещь. Мы должны понимать, что патриотизм – это не мысли, не слова, не знание фактов – это чувство. Проблема заключается в том, что все, что касается человеческих чувств, должно быть осмысленно, продуманно, профессионально. Человек, который не умеет говорить о войне, о Победе, не умеет сделать так, чтобы его рассказ проникал в душу ребенка, то он и не должен говорить. А как это делается чаще всего сегодня: собирается торжественная линейка в честь дня Победы, учитель говорит о войне общие заученные фразы. Первый ряд ребятишек еще делает вид, что слушает, остальные дети отвлекаются, разговаривают, смеются...
Школа должна очень ответственно относиться к тому, что мы называем воспитанием патр иотизма. Там, где мы не достучимся до детской души, там мы и терпим фиаско. Отсюда и георгиевские ленточки на собачьих поводках и на ботинках вместо шнурков. И это вовсе не показатель того, что дети не знают о войне, это показатель того, что они не понимают ее значимости. А это вина наша. Надо, наконец, понять, что проблема даже не в количестве часов, отводимых на историю в школе, а в том, как мы, педагоги, умеем пробудить в ребенке чувство любви к своей Родине, к истории. Сейчас факт, что для подавляющего большинства современных школьников и для их родителей Великая Отечественная война – это какая-то абстракция, что-то далекое и чужое.
Мы разучились воспитывать детей, прививать им элементарное уважение к старшим. Посмотрите, что делается в транспорте, на улице. Как может общество рассчитывать на воспитанное потомство, когда оно само рушит свои собственные традиции и ценности.
- «АиФ в Иванове»: Среди историков бытует мнение, что одной из причин сравнительно неглубоких знаний учеников служит уродливо сокращенная, порезанная «по живому» школьная программа, ориентированная, прежде всего на ЕГЭ, а не на накопление знаний. А к услугам тех, кто хочет углубиться в тему, широчайший выбор разнообразной беллетристики – и что ни книга, то очередная «оригинальная версия».
- Т.С.: Современные школьные учителя сталкиваются с проблемой отсутствия хороших учебников. На самом деле, на сегодняшний день существует несколько учебников истории, написанных известными учеными. Несомненно, в них подробно изложен весь курс истории. Но, во-первых, далеко не каждый ученый может изложить фактический материал легким, увлекательным языком. А ведь известно, что ученики даже старших классов, не говоря уже о младших, лучше усваивают материал, который им интересен. Поэтому задача учителя сделать этот материал как можно интереснее и увлекательнее. К сожалению, далеко не каждый учитель способен это сделать.
Курс истории сильно перегружен. Поэтому на уроках не хватает времени для того, чтобы сформировать у детей адекватный взгляд на исторические события, систематизировать знания. Как результат – многие знания в голове у школьников не задерживаются. И именно поэтому, окончив школу, они порой не могут точно объяснить, кто такой Александр Суворов или Наполеон. Я считаю, что если освободить курс школьной истории от необходимости изучать мельчайшие детали, то появится время на закрепление знаний, их систематизацию.
Досье
Татьяна Смирнова - учитель истории и обществознания высшей категории Долматовской средней школы Заволжского района Ивановской области. Родилась в 1975 году в Кинешме. В 2000 году окончила исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. До 2010 г. преподавала в средней общеобразовательной школе № 305 Санкт-Петербурга. С 2010 года живет и работает в селе Долматово.