Возможно ли и нужно ли менять названия улиц в областном центре – это обсудили представители общественности, краеведы и депутаты Горсовета за «круглым столом».
Пока поменять названия каких-либо улиц в городе не могут из-за разночтений в Уставе Владимира и федеральном законе. К тому же после смены руководства Управления архитектуры и строительства была сведена на нет работа городской топонимической комиссии. Но пройдёт некоторое время, нормативная база будет приведена в соответствие – уже сейчас депутаты Горсовета намерены вынести на общественные слушания поправки в Устав, топонимическая комиссия вновь начнёт функционировать, а вопрос об изменении топонимов никуда не денется.
«Та» и «не та» история
Сейчас уже не все вспомнят, что некоторое время назад улица Георгиевская носила имя Красный Профинтерн, а Богословский переулок назывался улицей Учпрофсож. В первой половине девяностых во Владимире 19-ти улицам были возвращены их дореволюционные названия. В 1991 году депутатами Горсовета был утверждён список из ещё почти полусотни топонимов, подлежащих восстановлению. Документ этот ещё никто не отменил, но и не воплотил в реальность.
Казалось бы, что плохого в том, чтобы вернуть городу неповторимость, нотку старины. Но и у топонимической реставрации Владимира имеются противники. Их аргумент: советский период – тоже история нашей страны, так почему же нужно менять названия лишь из-за смены политрежима?
- К переименованию улиц я призываю вас относиться очень аккуратно, - говорит общественник Алексей ШЛЯПУЖНИКОВ. - Это был политический момент и в 1992 году, и в 20-х годах, когда меняли дореволюционные названия. Сейчас мы живём в обстановке нестабильной политической ситуации, и какой будет следующий состав Горсовета – мы не знаем. Если мы начнём эту волну переименований, не факт, что со временем не свалимся в хаос с возвращением к тому моменту уже исторических названий – того же Подбельского и всех остальных.
Сторонники возвращения дореволюционных названий отвечают: уж если начали топонимическую реставрацию, то надо её доводить до конца. Краеведы настаивают на том, что по старым названиям можно изучать историю города – все они давались не просто так. А в советскую эпоху города были обезличены – одни и те же названия улиц по всей стране.
- С 1924 по 50-е годы была такая мода: улица моментально называлась именем умершего политического деятеля, особенно если он умер насильственной смертью. Другое дело, сейчас выясняют, насколько этично называть улицу именем Урицкого, который затопил Петроград в крови, - рассказывает председатель Союза краеведов Владимирской области, доктор исторических наук, профессор Андрей ТИХОНОВ.
По мнению членов топонимической комиссии города, переименования должны коснуться только улиц исторического ядра Владимира. То что было построено и названо в советское время, должно остаться без изменений.
- Если был назван переулок Спортивным и другого названия не имел, то переименовывать его не нужно. Именем Андрианова назовём какую-нибудь другую улицу, новую, - считает Андрей Тихонов.
Учитывая то, что новые улицы во Владимире появляются не так часто, общественники предлагают иной выход: называть в честь достойных горожан не улицы, а конкретные объекты.
- Возможности увековечить память – они разные, - говорит журналист Юрий БОРИСОВ. - На мой взгляд, правильным путём пошли в Санкт-Петербурге, где именами современных политических и культурных деятелей стали называть скверы. Это было бы логично. У нас есть возможность назвать скверы именем Николая Андрианова, Ивана Шмелёва, там со временем можно поставить памятник, а пока – какой-то мемориальный камень.
В любом случае, будут ли менять название улицы или нет – вопрос исключительно депутатский. Единственный способ как-то повлиять на ситуацию – обратиться с инициативой о переименовании в Горсовет, и уж депутаты вместе с топонимической комиссией будут решать вопрос. Но, по мнению представителей общественности, граждане, которым на этих улицах жить, должны быть вовлечены в процесс.
- Например, я живу на проспекте Ленина, но хочу жить на проспекте Гайдара. Мой сосед хочет жить на проспекте Ленина, а ещё один сосед хочет жить на Большой Ямской. Как нас помирить? Нужно провести, может, не референдум, но голосование, - считает Алексей Шляпужников.
Фамильный вопрос
Вопрос иного порядка – а правильно ли вообще давать улицам названия в честь конкретных людей и событий. На этот вопрос есть и альтернативные точки зрения.
- Главная задача названия – давать ориентир городской среде, - считает иеромонах Варфоломей (Минин). - Оно создано не для того, чтобы что-то увековечивать. Большинство наших названий не выполняют свою истинную работу. Например, раньше был Боголюбовский переулок – он вёл в подворье Боголюбовского монастыря, это был яркий ориентир. Сейчас на этом месте Комсомольский переулок – куда он ведёт и на что ориентирует?
Краевед Валентина ТИТОВА считает, что нельзя давать улицам и площадям «фамильные» названия – это противоречит законам русского языка.
- Улица, в русской традиции, всегда – «какая». Обратите внимание, в народе улица Безыменского превратилась в «Безымянную», улица Белоконской – в «Белоконскую». Последний раз нас к ногтю прижали депутаты, когда называли площадь имени Лазарева. Мы говорили: «Давайте назовём «Лазаревская площадь». Сейчас и площади нет, и название плохое, и не знают, куда памятник привязать.
Своё мнение на этот счёт и у экс-мэра города Владимира Игоря ШАМОВА: «А зачем улицы вообще называются? В Америке – там числа стоят. А у нас обязательно называют в честь кого-нибудь, в честь каких-то событий. Мы сами себе работу придумываем».