А ещё больше - просто ситуаций, когда спасатели выручили людей, оказавшихся в безвыходном положении. Ведь как раз то, в чём мы не видим выхода, и есть их профессия.
Людмила Потребина, vlad.aif.ru: - На днях весь православный мир отметил Рождество, впереди - Крещение. Для всех это праздник, а для вас - работа. Не бывает обидно?
Алексей Лисовский: - Кто-то ведь должен следить за безопасностью людей, которые решились зимой окунуться в прорубь. Наоборот, испытываешь только положительные эмоции, когда доводится дежурить у купели: приятно, что столько людей приходит сюда на праздник. Не припомню случая, чтобы когда-либо здесь создавалась угрожающая для ныряльщиков ситуация. Но полиция с нами не дежурит, народ не опасается приходить в нетрезвом виде.
Делать всё, что хочется?
Л.П.: - Но находятся и желающие окунуться в прорубь там, где никто не запрещает пить.
А.Л.: - Приходится только посочувствовать их родным, потому что таких людей, как правило, находим уже утонувшими. В зонах действия спасательных станций, которые работают в области, никогда не было ни одного ЧП с трагическим исходом. Зато вне их случается всякое. Ведь те, кто направляется, например, на зимнюю рыбалку, зачастую стремятся на те водные объекты, где можно делать всё, что хочется. А случилась беда - просят помощи. Но каждый должен отдавать себе отчёт в том, что, пока спасатели доедут, надежды вытащить живым того, кто оказался в воде, уже практически нет. Был, например, случай в Муромском районе, что на закрытом водоёме нашли тело рыбака, вмёрзшее в лёд - видно, пошёл один…
Поэтому хочется обратиться ко всем жителям региона: каждый из нас совершает необдуманные ошибки, о чём впоследствии приходится сожалеть, но жизнь продолжается, не совершайте новых глупостей, за которые вам будет стыдно.
Л.П.: - Доводилось ли вам общаться с любителями зимней рыбалки?
А.Л.: - Нередко. Разъясняем им правила поведения, предупреждаем о возможных последствиях выхода на тонкий лёд. Ведь погода пока что не баловала длительными морозами, чтобы образовался надёжный слой льда. Кто-то понимает, а кому даже штрафы - не урок.
Л.П.: - Легко ли в таких случаях найти утонувших?
А.Л.: - Как правило, это делается уже в тёплое время года. Но мы - не дайверы, которые изучают подводный мир в море, где вода достаточно прозрачная. У нас в области нет водоёмов с прозрачной водой. Поэтому даже при наличии специального фонаря видимость очень ограничена. Ищем практически на ощупь: коснёшься рукой или ногой…
Всегда - в готовности
Л.П.: - Помнится ли вам первый случай, когда вы столкнулись с гибелью человека?
А.Л.: - Это было в самом начале моей работы. Наша аварийно-спасательная служба действует не только на воде. Тогда мы выехали на место ДТП; пришлось доставать погибшего из разбитого автомобиля. Впечатления, конечно, жуткие.
Л.П.: - Каким образом снимаете стресс? После смены «расслабляетесь» с помощью спиртного?
А.Л.: - У нас это невозможно: в любой момент могут вызвать, даже если не твоя смена. Ведь бывают ЧС, когда одной бригады спасателей мало, и поднимают всех, кого только можно. Такое было, например, при обрушении 4-этажного дома в Струнино, когда было двое погибших. Две наши бригады срочно вызвали для разбора завалов, ведь была надежда, что люди ещё живы. Когда мы нашли их, оказалось, что надеялись напрасно…
После таких случаев едем обычно молча: тишина - единственное лекарство от стресса. Особенно тяжело, когда погибают дети. Ведь почти у каждого из нас есть свои.
Л.П.: - Есть ли возможность поговорить с психологом?
А.Л.: - Конечно, но ведь практически каждый спасатель и сам прошёл специальную подготовку. Так что справляемся. Ведь это - работа, которую должен кто-то делать.
Л.П.: - Какими ещё навыками должен обладать спасатель?
А.Л.: - Мы проходим курс подготовки по отработке необходимых навыков пожарного, водолаза, связиста, альпиниста, психолога, медика и других. Первые навыки оказания помощи в экстремальной ситуации я получил в молодёжном клубе «Спасатель», где, наверное, и сделал свой выбор. Позже, конечно, прошёл уже профессиональную подготовку. Ведь мы должны быть готовы к действиям в любой природной или техногенной чрезвычайной ситуации.
От «приколов» до экономии
Л.П.: - И с какими же ситуациями доводилось сталкиваться?
А.Л.: - Нередко ребёнок или пожилой человек закрылся дома и не может открыть дверь, а родные не могут попасть в квартиру. В таких случаях как раз и нужны навыки альпиниста: не ломать же двери! Или, например, из новогодних «приколов»: в компании друзей один из них хвастался наручниками, другим захотелось рассмотреть, а одному и примерить. Наручники защёлкнулись, а ключа не оказалось. Стальные наручники обычными кусачками не возьмёшь, вот и пришлось нам ехать «освобождать» человека.
Бывает, экономя деньги, люди сами берутся за решение задач, которые лучше бы доверить специалистам. Например, колодцы копать. Как-то в Суздальском районе парень потерял сознание в вырытом колодце: видно, скопились газы. Мы срочно выехали на место, вытащили его, но спасти уже не удалось. Поэтому ещё раз хочу напомнить: будьте осторожны! Нет таких денег, которые важнее жизни.
Л.П.: - Судя по медали, вам довелось участвовать и в ликвидации последствий наводнения на Амуре?
А.Л.: - Да, я был там старшим группы спасателей. Мы прибыли в посёлок Вознесенское Амурского района Хабаровского края, когда вода стояла уже на уровне 8 метров. Помогали людям, как могли. Тех, кто соглашался уехать в специально оборудованные для временного проживания места, доставляли туда. В основном это были беременные женщины, больные и пожилые люди; кто-то ехал вместе с детьми. Можно понять и тех, кто оставался в залитых водой посёлках - ведь люди живут ещё и рекой, а как раз был самый сезон. Да и имущество бросать не хотели. Один местный житель с небольшим стадом своих коров пережидал наводнение на сопке, оберегая животных: мы возили ему туда еду и воду. Доставляли продовольствие и в посёлки, где оставались люди. Не раз бывало, что они обращались к нам с просьбой найти родных: кто-то уплыл на лодке, например, корову искать, пора бы уже вернуться, а на звонки не отвечает.
Л.П.: - А каково приходилось самим? Ведь обстановка там была, наверное, непростой.
А.Л.: - Работали мокрыми: высокие волны и наши лодки не обходили. Благо, ещё было довольно тепло. Причём там действовали не только наши спасатели: коллеги из других регионов выполняли те же задачи на других участках. Уже на обратном пути, в Комсомольске, видели залитые водой улицы, перевёрнутую спецтехнику.
Л.П.: - Часто ли бывают ситуации, когда вам приходится выезжать за пределы нашей области?
А.Л.: - Нет, но мы готовы к таким выездам. Было, например, что в Ивановской области на водохранилище унесло льдину с большим количеством рыбаков. Мы уже находились в аэропорту «Добрынское» под Соколом, готовые к вылету, когда поступил сигнал отбоя.
Л.П.: - Не возникало ли желания найти более спокойную работу? Ведь вы - механик по диплому о среднем образовании, инженер-машиностроитель - по институтскому.
А.Л.: - Хочется помогать людям…