1197

Что скрывал Патриарший сад. Археологи нашли средневековый могильник

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. 'АиФ-Владимир' 07/06/2017
Находка могильника стала буквально подарком для археологов.
Находка могильника стала буквально подарком для археологов. фото из личного архива

Сокровищницу «ленты истории» ещё во времена СССР пытались разыскать известные археологи, но тщетно… Прошло почти 40 лет, и тут учёным «фортануло».

Ведущий специалист-археолог Владимирского областного центра археологии при ВлГУ» Данил Кабаев рассказал о значимых для мира истории находках, случайно обнаруженных на месте строительства нового конференц-зала и котельной совсем недавно.

Искали, но не нашли

Лариса Майорова, vlad.aif.ru: - В советское время известные исследователи были одержимы идеей найти средневековый городской некрополь. В 80-х археолог Виктор Петрович Глазов даже проводил на территории «Станции юннатов» «разведку». Правда ли, что могильник, который вы обнаружили, и есть тот самый некрополь?

Данил Кабаев: - Городской средневековый некрополь искали исследователи, наши предшественники, ещё в 70-80-х годах… Его-то мы и обнаружили на склоне береговой террасы Клязьмы.

Раскоп в «Патриаршем саду» - это комплекс археологических памятников средневековья, с жилой застройкой, оборонительными сооружениями и могильником. Предположительно, последовательность событий такова: сначала появляется могильник, потом валы и затем уже застройка рубежа XII-XIII веков. Самое раннее захоронение мы датируем серединой XII века.  

Л.М.: - Можно сказать, вам «подфартило»?

Д.К.: - Грунтовый могильник - случайная находка. Потому что, в отличие от курганов, эти захоронения в современном рельефе никак не выражены. Они без насыпи. Тем более, в советское время в этой части «Станции юннатов» стояло административное здание, хозпостройки, а коммуникации проложили, видимо, без сопроводительных работ...

Л.М.: - Средневековые  владимирцы окончательно ушли от язычества?

Д.К.: - Все похоронены по христианскому обряду. А находка одежды с многочисленной христианской символикой свидетельствует о воцерковлении средневекового населения и выражении личного богочестия. Костюмы средневековых горожан украшены златоткаными лентами. Импорт лент и тесьмы шёл из Византии в XII-XIII веках. В этом могильнике, в ранних захоронениях, есть такой признак, как каменные подушки под головой (в головах усопших лежал простой камень, а в могилах нет каких-либо предметов обихода). Это - символ аскезы, отказа от всего.

Л.М.: - Говорят, что археологи обнаружили могилу женщины, жившей в XII веке. Будто бы на её одежде,  украшенной золотым шитьём, сохранилась вышивка ликов Богородицы и Архангела Михаила… И это несмотря на то, что прошло более 800 лет! 

Д.К.: - Я подробно расскажу о комплекте одежды женщины. По нашему мнению, одета она была в льняное платье, украшенное декоративными шёлковыми элементами и нагрудником. Нагрудник - прямоугольная деталь одежды, у которой с лицевой стороны вышиты 3 медальона: в центре - греческий криновидный крест (равносторонний крест, - прим. ред.), по бокам - грифоны. Эта деталь оторочена тонкой золотой тесьмой и украшена оловянными бляшками. На внутренней части нагрудника золотной нитью вышито парное поясное изображение Богородицы с Архангелом. 

К нагруднику шёл широкий златотканый воротник с изображением Древа жизни. Точно такой же символ есть на современных одеждах священно­служителей. На женщине был сложный головной убор: тканевая шапка, отороченная мехом,  в районе лба украшенная золотной тесьмой. 

Надо сказать, что такое поясное изображение есть в мозаиках кафедрального собора Чефалу в Палермо (о.Сицилия, Италия) и в православном монастыре Осиос-Лукас в Греции. Они датируется началом и серединой XII века. Ещё одна отличительная черта: изображение Архангела Михаила складывается, скорее всего, под влиянием иконографии Архангела Михаила из Киевской «Софии». И в Киевской «Софии», и на владимирской ткани Архангел изображён с зерцалом (прозрачная сфера, с помощью которой Архангел общается с Богом, - прим. ред.) в правой руке.  Хотя каноническое изображение Архангела с двумя орудиями: в правой руке  - мерило (тонкий жезл, - прим. ред.), а в левой - зерцало. Интересно, что мозаика в Киевской «Софии» датируется XI веком, но с учётом более поздней даты собора Чефалу, мы можем сказать, что это всё-таки середина XII века. Похожие по стилистике изображения нашли своё воплощение в подкупольной росписи Дмитриевского собора, где изображение архангелов очень похожи с изображением святых в соборе Чефалу. То есть это - греческое влияние на изображение святых...

Златошвейка со статусом?

Л.М.: - Выходит, женщина была из знатного рода? От чего она умерла?

Д.К.: - Возможно, эта женщина была златошвейкой. Потому что у неё был так называемый «зуб портного» - щербинка  в эмали, которая образуется при перекусывании металлизированной нити. Мастерице - 35 лет. Антропологи выявили у погребённой патологию позвоночника. Но это вовсе не означает, что она стала причиной смерти.  Погребальная одежда женщины - признак высокого статуса. Она могла сама изготовить платье, в котором отправилась в последний путь.

Л.М.: - Наверное, златошвейкам в то время приходилось нелегко…

Д.К.: - Золотная нить - это шёлковая нитка, а на ней - серебряная позолочённая фольга. Мастерице надо было делать двойной прокол: сначала проколоть ткань, а потом уже протащить нить. Но протащить так, чтобы фольга не раскрутилась. Руки должны быть сухими, на влажных сусальное золото слезает. Это серьёзный кропотливый труд. Но благодаря металлизированной нити происходит консервация органических материалов в земле.

«Скосила» чума?

Досье
Данил Кабаев. Родился во Владимире в 1974 году. Окончил Владимирский государственный педагогический институт имени Лебедева-Полянского, исторический факультет. Имеет звание магистра по специальности история-археология. Сейчас работает ведущим специалистом-археологом в ООО «Владимирский областной центр археологии при ВлГУ».

Л.М.: - Что ещё необычного удалось обнаружить?

Д.К.: - Все захоронения выполнены по христианскому обряду: лёжа на спине, головой на запад, ногами на восток, с небольшим отклонением в зависимости от времени года. В среднем, захоронения делали на глубине 50-80 см. Все найденные захоронения в «Патриаршем саду» придерживаются этой ориентировки. Мы обнаружили захоронения, которые образовали некую траншею, сделанную на глубине 3 метров, которая располагается поперёк всем остальным. В траншее - останки шестерых мужчин, сохранность плохая.  Есть следы гробов.  Антропологи установили, что это мужчины 25-30 лет, у них хорошо развита мускулатура, они достаточно высокие для того времени. Причина смерти не установлена. Ориентировка и глубина захоронений может наталкивать на мысль, что это захоронения инородцев, но антропологических признаков, что это не коренное население, нет. Если их убили, то следов от ранений холодным оружием на костях нет. Например, ранения в области живота часто не оставляют следов на костях. Захоронение на такую глубину могло быть сделано исходя из санитарных соображений. Возможно, это «чумное захоронение». Можно гадать до бесконечности. 

Л.М.: - Кроме могильника вы нашли остатки дома домонгольской постройки?

Д.К.: - У нас есть комплекс находок - рыболовные грузила с клеймом, инструмент для зимней ловли. Условно мы остатки постройки назвали «дом рыбака». Разные клейма на грузилах указывает либо на владельца, либо на мастера-изготовителя, либо это такой маркер для ловли определённого вида рыба.

Л.М.: - Были запоминающиеся находки?

Д.К.: - Интересна более поздняя находка XIX века - швейцарские карманные часы на цепочке. Такие часы производили в Швейцарии в 70 - 90-х годах XIX века. Это была семейная мастерская, изготавливающая корпусы для карманных часов, которые поставляли, в том числе, и  часовщикам Буре. 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах