Это церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Успенский и Дмитриевский соборы, а также Золотые ворота во Владимире, церковь Покрова на Нерли и Дворец Андрея Боголюбского в Боголюбове. Кроме этого, Рождественский монастырь и Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале. По не очень понятным причинам Россия не предоставила для включения в список Всемирного наследия другие похожие памятники: Покровский монастырь в Суздале и Княгинин монастырь во Владимире (оба — начало XVI века) и Георгиевский храм в Юрьев-Польском (1230-е, XV век).
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше, 1152—1157 годы
Уровень сохранности постройки средний. В 1660-е годы были утрачены своды, глава и апсиды. Сохранились фрагменты фресок XII века.
Это один из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси, наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-восточной Руси, была возведена при Юрии Долгоруком и закладывалась в честь его младших сыновей Бориса и Глеба.
Специалисты предполагают, что храм задумывался как главный собор Кидекши. Именно поэтому линии здесь просты, а внешний декор крайне сдержан.
Церковь несколько пострадала во время татаро-монгольского нашествия. Однако в 1239 году ее отреставрировали, освятили и, вероятно, устроили белокаменное седалище и резную алтарную преграду. В XVII веке здание подверглось серьезной реконструкции после того, как в начале века обрушились часть сводов и глава храма. Ремонтникам пришлось полностью разобрать своды и восточные столпы здания, а апсиды и восточные части северной и южной стен — до уровня аркатурного пояса. В итоге восточные столпы сложили заново, а храм перекрыли сомкнутым сводом с маленькой главкой. В таком виде церковь до шла и до наших дней.
Успенский собор во Владимире, 1158—1160 и 1186—1189 годы
Хорошая степень сохранности постройки. Внутри храма находятся фрагменты фресок XII века и фресок Андрея Рублева и Даниила Черного 1408 года. В XIX веке к храму были пристроены притвор и колокольня.
Успенский собор, как и церковь в Кидекше, построен в XII веке и является выдающимся памятником белокаменного зодчества домонгольской Руси. Этот храм был кафедральным храмом Владимиро-Суздальской Руси до возвышения Москвы. Владимирские и московские князья здесь венчались на великое княжение. По высоте (32,3 метра) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.
Собор был построен при Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. А в 1161 – уже расписан.
Исследователи пришли к выводу, что собор был пятиглавым изначально, хотя до недавнего времени этот вопрос был спорным, и некоторые специалисты полагали, что храм был одноглавым.
В 1186—1189 годах после пожара 1185 года собор был перестроен. Это случилось при Всеволоде III, который значительно расширил храм – к нему были пристроены боковые галереи, и церковь оказалась, словно внутри нового большого собора. Алтарная часть также увеличилась, по углам поставили четыре малые главы. Собор стал пятинефным и более вместительным.
В XVIII при Екатерине II в соборе растесали окна, соорудили специальные контрфорсы, установили четырехскатную кровлю. В 1810 году к храму пристроили колокольню. А между ней и собором построили Георгиевский придел, который с севера слился с нижним ярусом колокольни.
Сегодня это действующая церковь. Храм одновременно является кафедральным храмом Владимирской епархии и государственным музеем. В 1992 году Успенский собор включен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».
Из-за несоблюдения температурного режима и режима влажности, связанного с несовершенством систем вентилирования и отопления храма, старинные фрески собора находятся в опасности.
Золотые ворота, 1158—1164 годы
Средняя степень сохранности. От первоначальной постройки остались лишь широкая проездная арка с мощными боковыми пилонами и боевая площадка над ними, дошедшая фрагментарно. Надвратная церковь Ризположения и своды были заново выстроены в 1795—1810. По бокам пристроены кордегардии.
Золотые ворота были построены при Андрее Боголюбском. Постройка несла оборонное значение, а также имела триумфальный характер. Ворота, покрытые листами золоченой меди, ярко блестевшими на солнце, оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Они сложены в характерной для владимиро-суздальского зодчества технике полубутовой кладки. Над аркой, выполненной в строгих пропорциях, находится мощный полуциркульный свод, над которым расположена надвратная Ризположенская церковь. Она была освящена 26 апреля 1164 года с завершением строительства Ворот.
При Андрее Боголюбском Владимир был опоясан протяженным оборонительным валом и имел семь входных ворот (кроме Золотых, это Медные, Иринины (Оринины), Серебряные, Ивановские, Торговые и Волжские). До современного времени сохранились лишь Золотые ворота. Вплотную к ним примыкали с севера и юга насыпные валы с глубокими рвами с наружной стороны.
Ворота несколько раз перестраивались из-за частых пожаров и нашествия татаро-монголов. В XVIII веке, чтобы сделать дорогу в город, были срыты примыкавшие к Воротам валы, из-за чего постройка ослабла. Чтобы ее укрепить, к углам пилонов пристроили контрфорсы, заключенные в круглые башни. В это же время были переложены заново из старого камня своды ворот, а взамен сгоревшей церкви была возведена новая, кирпичная. Ее освятили в 1810 году. В таком виде Золотые ворота и дошли до настоящего времени, хотя с начала XIX века неоднократно предпринимались попытки восстановить их в первоначальных формах.
В 1992 году Золотые ворота были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе объекта Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Последние 50 лет постройка находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Здесь в надвратной церкви располагается военно-историческая экспозиция.
Дмитриевский собор во Владимире, 1194—1197 годы
Постройка имеет хорошую сохранность. Во время реставрации, проводившейся в 1840-х годах, ошибочно были уничтожены галереи и лестничные башни начала XIII века.
Храм являлся придворным собором, который был построен при Всеволоде Большое Гнездо на княжеском дворе и освящен в честь великомученика Димитрия Солунского. Собор, включенный в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992 году, знаменит своей белокаменной резьбой. Стены украшают почти 600 рельефов, на которых изображены мифические и реальные животные. Основная часть рельефов дошла до нас в первоначальном виде, некоторые заменили при реставрации XIX века на почти точные копии. От внутреннего убранства сохранились несколько фрагментов фресок XII века, в частности, фрагменты композиции «Страшный суд».
Собор одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный. Изначально он был окружен галереями с лестничными башнями, которые соединяли храм с княжеским дворцом. Галереи были разобраны во время реставрации, проводимой в XIX веке.
Сейчас службы в соборе не проходят. Здесь расположена музейная экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в чьем ведении и находится храм.
Церковь Покрова на Нерли в Боголюбове, 1165-1165 годы
Храм имеет хорошую сохранность, утрачены галереи.
Белокаменная церковь, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы, находится в полутора километрах от Боголюбова в низине на небольшом холме, расположенном на заливном лугу.
Некогда возле храма было место впадения Нерли в Клязьму (сейчас русла рек изменили свое направление), а потому церковь стояла практически на речной «стрелке», на перекрестке важнейших водных торговых путей.
Традиционной датой постройки считается 1165 год, однако сейчас некоторые исследователи называют более раннюю дату возведения церкви - 1158 год. Она основана на летописных исследованиях. До этого за основу принималось Житие Андрея Боголюбского.
Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, инициатором установления которого на Руси стал в середине XII века Андрей Боголюбский.
От постройки XII века до наших дней без серьезных изменений сохранился основной объем — небольшой, почти квадратный в плане четверик и глава. Церковь крестово-купольного типа, четырехстолпная, трехапсидная, одноглавая, с перспективными порталами и аркатурно-колончатыми поясами.
Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура - царь Давид-псалмопевец, восседающий на троне с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.
Первоначальные внутренние росписи храма полностью были утрачены в XIX веке во время реставрации.
Луг, на котором стоит церковь, является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Сейчас храм является действующим, здесь проводятся регулярные службы. Однако тут же открыта и музейная экспозиция для туристов. Церковь находится одновременно в ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Дворец Андрея Боголюбского
Он был заложен в 1158 году, с XIII века здесь располагается монастырь. Сохранность постройки плохая. До наших дней дошла лишь лестничная башня, и та была перестроена в шатровую колокольню в XVIII веке. От церкви Рождества Богородицы, которая рухнула в 1722 году, остался лишь цоколь.
Рождественский собор в Суздале
Храм домонгольского времени был построен в 1220-х годах, верхняя часть относится к началу XVI века. Постройка сохранила первоначальный облик до уровня аркатурно-колончатого пояса включительно. Шатровая колокольня и архиерейские палаты относятся к XVII веку.
Рождественский собор – первый суздальский городской храм, который предназначался не только княжеской семье. Он стоит в излучине реки Каменки в окружении земляных валов. Храм много раз горел и перестраивался.
Первоначальное здание возвели еще в XVII веке при Владимире Мономахе. Затем при Юрии Всеволодовиче постройку разобрали, поскольку она сильно обветшала, и на ее месте за три года соорудили новую церковь, которая простояла до XV века, когда ее сожгли казанские татары. Огонь уничтожил верхнюю часть собора. В XVI веке стены церкви разобрали до аркатурного пояса с женскими масками и заменили кирпичными. К трем имеющимся главам добавили еще две, и храм стал пятиглавым. В XVII веке собор расписали изнутри.
Сейчас Рождественский собор являются действующим, однако он также входит в состав ВСМЗ и работает как музей.
Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале, XVI-XVII века
Постройка, расположенная на левом берегу реки Каменки в северной части Суздаля, отлично сохранилась. Монастырь был заложен в 1352 года при суздальско-нижегородском князе Борисе Константиновиче и задумывался как крепость, которая должна защитить город от врагов.
Поначалу монастырь получил имя Спасо-Преображенского, но позже его стали называть Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря — святого преподобного Евфимия Суздальского.
До нашего времени дошли монастырские постройки XVI—XVII, поскольку первоначальные здания не сохранились. Монастырь строился большей частью на деньги княжеско-боярской знати, которые активно жертвовали на это богоугодное дело. Крупные вклады были пожалованы великим князем Василием III, царем Иваном Грозным, князьями Пожарскими и другими.
Сейчас архитектурный комплекс монастыря находится в ведении ВСМЗ и под охраной Всемирного наследия ЮНЕСКО. В постройках размещены музейные экспозиции, фонды и подобные службы.