«Дети лейтенанта Шмидта»: «Нас выгнали с телевидения за шутки про Ельцина»

Фото: Ирина Курочкина

   
   

Об этом они рассказали, приехав во Владимир с юбилейным концертом.

- «АиФ – Владимир»: Многие КВНщики сейчас обосновались на телевидении, а ваша команда ушла в тень. С чем это связано?

- Григорий Малыгин: А в тени не жарко, удобно. Чего париться под этими софитами… Мы и в тени понемножку творим. Сейчас пытаемся с помощью этого юбилея выйти на путь, которым пошли те команды. С помощью концертов хотим напомнить о себе. 12 марта в Москве пройдёт наш юбилейный концерт, который будет транслироваться по телевидению.

- Максим Аксёнов: Так как «Дети лейтенанта Шмидта» никогда не были попсовой командой, мы выждали паузу. Сейчас у зрителей нашего возраста острый недостаток в том юморе, который был у нас. Этот недостаток частично восполняют «Уральские пельмени», но людям от 35 до 50 смотреть больше нечего. Сейчас попытаемся создать свой телепроект. Хотелось бы сделать не сиюминутное шоу, а выйти с какой-то серьёзной вещью. И, поверьте, нам есть, что предложить. Мы, сидя в тени, не теряли даром времени. И зрителю не надо нас жалеть – мы нормальная команда, хорошо себя чувствуем в жизни и на сцене.

- Григорий Малыгин: Единственный момент – в то время, пока мы были в тени, растеряли многие связи. Тем же «Уральским пельменям» проще найти спонсоров – они всегда были на виду. Нам предстоит всё восстанавливать, важно, чтобы в нас поверили и поддержали.

«АиФ – Владимир»: Ваше отсутствие на большой сцене было долгим, а всё-таки в юморе нужна постоянная практика. Как поддерживали форму?

   
   

- Максим Аксёнов: Мы пытались пробиться через стандартное государственное телевидение, но - подчеркну - у нас всегда был несколько хулиганский стиль, и не всё выводилось в эфир. Сказать, что мы сидели и ничего не делали – неправильно. Работа была, все в концертной форме находятся, навыки сценические никуда не делись.

- Григорий Малыгин: У Виталия Гасаева вышло девять сольных альбомов, есть сибирская часть, которая продолжает работать: Дмитрий Бакин, Саша Фёдоров, Пётр Винс, Дмитрий Никулин – у них есть свои программы. Мы с Максимом работаем в Москве в различных проектах. Если говорить о двух людях, которые вышли из творчества – это Вячеслав Гуливицкий и Андрей Деулин – они тоже будут на юбилее, и нисколько не потеряли форму. Не знаем, будут ли с нами дальше сотрудничать. У них есть бизнес, и, возможно, он им не даст полноценно заниматься творчеством.

КВН стал шоу-бизнесом

- «АиФ – Владимир»: Вас называют представителями «старой школы» КВН. Как вы относитесь к тому, что сейчас происходит в этом проекте?

- Виталий Гасаев: Когда Михаил Марфин к нам пришёл первый раз в качестве редактора, он сказал, что нужно, чтобы можно было любую шутку написать в газете, человек читал, и ему было бы смешно. Это и есть настоящий КВН. А нынешние шутки надо обязательно показывать.

- Григорий Малыгин: Когда мы пришли, сменился ритм подачи шуток, появились отрежиссированные номера, а не просто самодеятельность, и то же самое говорили про команды НГУ, ХАИ, ДГУ – вот это «старая школа». Сейчас КВН стал динамичным, редко бывают целостные номера, в основном, короткие репризки. Мне стало не так интересно смотреть, хотя есть команды, которые хорошо работают.

- «АиФ – Владимир»: Люди молодого поколения тоже часто нелестно отзываются о современном КВНе…

- Вячеслав Гуливицкий: Раньше КВН смотрели все, потому что выбор был небольшой, а сейчас юмор везде. А авторов на всех –  максимум человек 150.

- Максим Аксёнов: КВН был самодеятельной живой игрой, и люди говорили о том, что их волнует сейчас. Теперь КВН вышел на позицию эстрадного шоу, а значит, нужен не только хороший текст, но и режиссура, а её у ребят нет. Зрителям интересна команда, если у неё есть какой-то ход или самобытный актёр. Сейчас на кривлянии не уйдёшь. И на злободневности тоже не уйдёшь, потому что юмористических программ много, и если что-то появилось – все кинулись об этом шутить: и КВНщики, и писатели-сатирики, и профессиональные эстрадные артисты. Тем, на самом деле, не появляется больше. Ритм жизни увеличился, а смысловой поток тот же самый.

- «АиФ-Владимир»: Не означает ли это, что КВН как вид студенческого творчества себя изживёт?

- Максим Аксёнов: Думаю, что нет. Хотя такая проблема есть. В КВНе раньше как было: люди 5 лет учились, успевали попробовать себя в юморе, и если кому-то нравилось, он оставался. Потом они в своих городах шли работать ди-джеями, ведущими корпоративных праздников, у кого-то ума хватило пойти учиться на режиссёров, кто-то становился автором. Если раньше у меня повышенная стипендия была почти такая же, как зарплата у рабочего на заводе, то теперь студенты, поступая на первый курс, уже знают, что с третьего пойдут работать, и им не до юмора. Поэтому в КВНе на «Первом канале», на самом деле, студентов нет.

- «АиФ – Владимир»: Нередко высот достигают команды из регионов, где уже были чемпионы, и говорится о «школе» какого-то города. А вы приложили руку к команде «Максимум»?

- Виталий Гасаев: Был такой проект «Сибирские сибиряки» - нас попросили подтянуть молодёжь на достойный уровень, чтобы они потом представляли команду КВН Новосибирского государственного университета. Григорий Малыгин, будучи основным действующим лицом в этой команде, подтянул туда и молодых ребят из Томска, которые потом попали в команду «Максимум».

- Максим Аксёнов: На самом деле, успех этой команды кроется ещё и в том, что она долгое время работала как студенческий театр эстрадных миниатюр «Бонифас» в городе Томске, и прошли ту же школу, те же фестивали, что и другие театры, из которых вышли хорошие КВНщики. Но специальной подготовки с нашей стороны не было, ребята всегда были самодостаточными, талантливыми, со своими находками.

Даёшь политику!

- «АиФ – Владимир»: В то время, когда вы выступали в «высшей лиге» КВН, было много шуток относительно Ельцина, о том, что ему пора оставить пост…

- Виталий Гасаев: Нас об этом просили, если честно. Когда мы играли в полуфинале с «Уральскими пельменями» в 1998 году, как раз произошёл дефолт. Мы приехали, показали программу, которую уже обкатали в Барнауле, в Новосибирске, и Масляков сказал: «Ребята, вы откуда приехали? Про каких-то собачек, зверушек шутите. Где политические шутки?» И наши авторы буквально за пару дней их написали.

- Максим Аксёнов: А потом нас выгнали с телевидения.

- «АиФ – Владимир»: Как вы считаете, в каких отношениях должны состоять юмор и политика?

- Максим Аксёнов: Как говорил Шарль де Голь, «если я встал утром и не увидел ни одной карикатуры, не услышал ни одной шутки про себя, значит, я впустую провёл день». Юмор – это обратная сторона политики. Если про тебя не шутят, значит, ты либо реально делаешь что-то не то, либо ты умер как политик. Поэтому в знающих местах говорят: «Да-да-да, вы шутите». Если власть разрешает про себя шутить – это умная власть. А как только она начинает закручивать гайки, и по телевизору только русские народные хоры поют – это уже плохо.

- «АиФ – Владимир»: Вы уже, вроде, не мальчики. Вам не надоело шутить, скакать по сцене? Может, остепениться уже?

- Виталий Гасаев: У нас была такая шутка: «Виталя, ты здоровый мужик, у тебя дети уже. Не хочешь ты бросить КВН и заняться чем-то нормальным?» Я отвечал: «Бросить КВН и ездить в Сочи за свои деньги?!» И фигу показывал.

- Максим Аксёнов: На самом деле, умение хорошо пошутить – очень редкое, и у нашей команды оно есть. Если наш большой друг Аркадий Арканов в свои 78 лет выходит на сцену и разрывает зал в клочья, ему же никто не говорит: «Что же вы, Аркадий Михайлович, в свои-то годы! Сидели бы, раскачивались в кресле». У нас есть потребность рассказать что-то зрителю, и если зритель смеётся, значит наша потребность правильная. А если мы будем выходить, шутить, а зал никак не будет реагировать, тогда ваши слова будут правомочны. Пока будет смеяться зритель, мы будем выходить на сцену.

 

Смотрите также: