Людмила Воловенская – о перспективах музейного дела

Фото: АИФ

   
   

Ивановская область богата музеями, а наши музеи, в свою очередь, богаты экспонатами. В фондах ивановских музеев можно найти уникальные вещи, которыми не может похвастаться ни один из музеев в соседних регионах. Одна бурылинская коллекция чего стоит, в ней собраны уникальные вещи, представляющие различные эпохи и континенты, начиная с Древнего Рима и Египта до революционных событий России. И тем не менее сегодня, увы, нам не приходится говорить о безоблачном существовании и блестящих перспективах ивановских музеев.

Мы вынуждены заниматься бизнесом

- «АиФ в Иванове»: Людмила Владимировна, как можно оценить состояние музеев на сегодняшний день в целом? Чего, на ваш взгляд, им не хватает для полноценной работы? Сейчас многие критикуют музеи, на заседании правительства в марте этого года, посвященном развитию музейного дела в области, на головы ивановских музейщиков обрушилось предостаточно обвинений, и в консерватизме, и в отсутствии знаний в области менеджмента. Насколько эти обвинения обоснованы?

- Людмила Воловенская: Проблем у музеев хватает, я бы сказала, что кризис здесь на лицо. Причин масса – от отсутствия должного финансирования до кадрового вопроса. А вообще, я считаю, что наши музеи сейчас находятся точно в таком же состоянии, в котором находится вся наша страна и общество в целом. Это состояние некоей усталости. Усталости после ужаса 90-х годов, когда не было денег, не платили зарплат, после следующих один за другим кризисов, после множества надежд и разочарований. В 90-е музеям пришлось приложить невероятные усилия, чтобы просто-напросто выжить. Но, хочу сказать, что это были еще очень бодрые годы, не потому, что мы были молоды и хороши собой (смеется), а потому, что это было время надежд и открытия новых перспектив для музеев.

К слову об обвинениях в наш адрес на заседании правительства, я не могу согласиться, например, с довольно самонадеянным высказыванием представительницы молодежного правительства, которая заявила, что в музеях не знают таких понятий как менеджмент. Человек продемонстрировал явное незнание истории. Ведь именно музеи были первыми учреждениями, которые выехали за границу для обмена опытом. Наши зарубежные поездки начались еще с конца 80-х годов, когда это было практически недоступно вообще ни для кого. А в 90-е, когда в России расцветал совершенно дикий капитализм по системе купи-продай, и территория бизнеса создавалась кустарным способом, как раз музеи стали первыми, кто научился работать правильно, увидев как работает Европа и весь остальной мир. Совершенно точно могу сказать, что в нашей области первые пресс-релизы появились именно благодаря усилиям нашего музея, и первая пресс-конференция была проведена также в стенах художественного музея. Тогда же, в 90-е годы, музеи занялись зарабатыванием денег, так как они были вынуждены это делать. Наш музей стал первопроходцем в области бизнеса еще и потому, что за рубежом в то время были востребованы коллекции авангарда. А у нас были и есть хорошие произведения этого фрагмента русского искусства. Если бы не стали вывозить выставки за рубеж, то просто не выжили бы. Мы продолжаем заниматься этим и сегодня, возможно, не столь рьяно и активно, как тогда, но мы до сих пор вынуждены зарабатывать деньги сами.

- «АиФ в Иванове»: То есть вы считаете, что музеи и бизнес, вещи несовместимые? 

- Л.В.: Нет, вообще в идеале я считаю, что музеи должны стать территорией бизнеса. Но заниматься этим должны отнюдь не музейщики, а бизнесмены. Каждый должен заниматься своим делом. Когда музейщики начинают разрываться между бизнесом и научно-исследовательской работой, ни к чему хорошему их «разорванное» сознание не приводит. Музей должен стать той инфраструктурой, в которой возможен активный бизнес, по примеру западных стран. В музеях должен предоставляться ряд услуг, которые бы отвечали потребностям современного человека. На западе в каждом музее есть кафе и рестораны, и это очень доходный бизнес. Причем общепит существует вовсе не в организме музея. Рестораторы просто арендуют у музеев площади, причем за высокую плату, так как конкуренция очень велика. Выпить чашечку кофе или отобедать именно в музее – это вопрос престижа. То же самое и в США, среди губернаторов штатов очень популярны завтраки и деловые встречи в кафе музеев, подчеркну, именно в музеях, а не где-нибудь еще. В крупных музеях Москвы и Санкт-Петербурга уже появились кафе, но все это не тот уровень. Тесные пространства слишком напоминают советские времена.

   
   

Куда идет современный человек? Он идет в торговые центры. Потому что там красиво, много места, там можно погулять, покушать и так далее. Хотелось бы, чтобы подобное было и в музеях. Чтобы человек мог придти в музей на целый день, один или вместе с семьей. Мог бы посмотреть, то, что хочет, будь то выставка или постоянная экспозиция, отдохнуть, зайти в библиотеку музея, почитать, просмотреть последнюю периодику, посетить информационный центр, с помощью интернета увидеть фонды других музеев, на время оставить детей с воспитателем, чтобы те поиграли, порисовали. Вот когда все это будет в музеях, тогда мы и привлечем к нам современного человека.

Обществу нужны правильные ориентиры

- «АиФ в Иванове»: А на сегодняшний день как обстоят дела с посещаемостью ивановских музеев?

- Л.В.: Могу сказать только относительно нашего музея. У нас посещаемость неплохая, но пока это только за счет интенсивности выставочной деятельности. Сформировался определенный круг любителей, которые постоянно ходят в наш музей. Но ведь огромная часть населения просто не имеет потребности посещать музеи. В частности и потому, что в городе есть более привлекательные пространства. Увы, отнюдь далеко не все сегодня жаждут только духовной пищи. К тому же сегодня такая потребность не насаждается ни в школах, ни в семьях. И это грозит тем, что еще очень долго мы не увидим музейного бума. Ведь если человек вырастает в атмосфере попсовой культуры, то он и не придет в восторг от Моны Лизы, не замрет перед ней. Он будет воспринимать ее как просто знаменитую вещь, но не проникнется ею. У нового поколения превалирует оценочное восприятие. Самый трагичный момент новой истории – разрыв, который произошел между поколениями. Поколения 70-80-х и 90-х годов – совершенно разные, не понимающие друг друга. Прискорбно, что мы продолжаем двигаться в неверном направлении, воспитывая будущие поколения. 

Недавно я побывала на мероприятии, где выступали детские танцевальные коллективы. То, что я увидела, было ужасно. Ощущение было, будто не дети танцуют, а какие-то лилипуты, столь несуразно выглядит неуклюжесть детской пластики при исполнении взрослых движений. Дети одетые в чешуйчатые костюмчики змей, исполняющие какие-то эротические па – это безвкусно и смешно, только смех горек. И дети получают за это премии, это стало не просто нормой, такая «культура» проходит на ура. И это вовсе не ворчание бывшего советского человека, я не предлагаю танцевать «Тачанку», просто хочу сказать, что дети должны оставаться детьми. А мы их уродуем. Здесь нами манипулирует телевидение, с помощью которого все это насаждается. Иконами стиля становятся киркоровы, пугачевы и прочие. А классика задавлена. Мне кажется, что уже окончательно. Плюсом к этому, мы потеряли интерес к классическому образованию, а ведь только оно дает правильные ориентиры. Вот почему, по моему мнению, роль музеев может возрасти. Ведь здесь собрано все лучшее, что создавалось до нас, создавалось веками. Вот вам лекарство от навязанного сознания. Думаю, музеи могут стать территорией, где можно искать и найти истину.

ДОСЬЕ

Людмила Воловенская – директор Ивановского областного художественного музея, заслуженный работник культуры РФ. Родилась в 1946 году в городе Джамбул, в Казахстане. Жила в Алма-Ате, Ташкенте, на Байконуре. Закончила Ивановский государственный университет, факультет романо-германской филологии, затем Академию художеств в Санкт-Петербурге по специальности «искусствоведение». В Ивановском художественном музее работает с 1969 года, прошла путь от научного сотрудника до директора. Директором музея является с 1985 года по сей день.

 

Смотрите также: