В Палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника открылась выставка «Город Солнца»

Фото: АИФ

На выставке представлены как товарищи, идущие верной дорогой, так и те, кто определял степень верности этой дороги. Картины, привезенные в Палаты из Государственного музейно-выставочного центра «Русизо», где они хранились невостребованными и были словно заново обнаружены в 90-е годы, относятся к сложному историческому периоду – 30-м и 50-м годам прошлого века. Этот центр был в те годы единственным источником дохода для художников: именно здесь приобретались их работы. Вполне естественно, что сюжеты избирались востребованные, хотя и с вдохновением, очевидно, проблем не было.

   
   

– У нас тогда так же горели глаза, – оглядывается на те годы Президент Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса АКСЕНОВА. – Время было и трагическое, и счастливое.

 

Из первых уст
- Не забуду пережитого тогда страха, - говорит Валентина РОДНОВА, дочь репрессированного. – Столько лет прошло с тех пор, как я школьницей носила клеймо дочери врага народа! Но никогда не посмела заикнуться о праве на льготы – снова все это ворошить! А на выставку схожу – любопытно. Ведь как бы то ни было, это – пора моего детства и юности.

 

Картина В.М. МАРИУПОЛЬСКОГО «Вожатая» – наглядная иллюстрация к сказанному. Девушка с вдохновенным, целеустремленным лицом – таким было то поколение. Под стать вожатой – и ребятишки с полотна Н.М. ЧЕРНЫШЕВА «Юные химики» (1937 г.) – не иначе как будущие учение. Рядом под стеклом – изделия из фарфора

1926-29 гг. Иосиф Виссарионович Сталин – герой целого ряда полотен, которые увидят посетители выставки. Вот он на полотне Д. КАРДОВСКОГО «Сталин и члены Политбюро на маневрах»: идут уверенные, всезнающие и чуть ли не всемогущие, а на втором плане – в испуге убегающие прочь, жалкие враги. Полотно датировано

33 г. – грозные 40-е еще впереди.

– Мы рады предложить вниманию владимирцев эту выставку, - говорит представитель «Русизо» Ксения МОРОЗОВА. – Картины, представленные здесь, пользовались повышенным вниманием публики в разных странах мира – прежде всего, как хранящие дух той эпохи. Недавно, например, мы побывали с ними в четырех городах Китая: люди часами в очереди стояли, чтобы взглянуть.

Выставка представляет интерес, очевидно, как для старшего поколения, так и для всех, кто хочет лучше понять источник оптимизма и веры когорты ветеранов.

   
   

Некоторые авторы остановили свое перо на острых политических «картинках с натуры». Это, например, «Разоблачение врага в цехе» М.И. АНТОНОВА (1938 г.) Карикатурно-испуганный враг, вокруг – вдохновенно-разоблачающие пролетарские лики… Кто тогда посмел бы сказать хоть слово в защиту работяги, избранного врагом за опоздание или анекдот? К полотнам того же направления можно отнести картину Н.С. ШНЕЙДЕРА «Суд над прогульщиком» (1931 г.), где сознательные рабочие обличают несознательного – увлеченно и ответственно.

Но трудно поверить, что сами художники не попадали под молот репрессий того сложного времени. О наличии информации такого рода мы спросили представителя «Русизо» Ксению Морозову.

- Известно, что были высланы художники, фамилии которых были похожи на немецкие, - ответила она. – И автор вот этой картины, по некоторым данным, не избежал репрессий – нам удалось установить лишь первый из его инициалов…

Картина «Уголь Кузбасса» (1938 г.), на которую указала Ксения, принадлежит перу В. ЛУКИНА. Куски свежедобытого угля лежат на газете «Правда», прямо на речи товарища Сталина, занявшей всю первую полосу. Да, тут впору было задуматься бдящему оку НКВД: патриотично или криминально? С одной стороны: читают и, вдохновленные, дают стране угля; с другой – как посмели запачкать углем гениальные высказывания?! Впрочем, то время давало простор для поиска причин и без этой картины.

Выставка пробудет у нас до 21 октября.

Смотрите также: