Примерное время чтения: 7 минут
283

Суздальская Ариадна. Живопись, созданная без кисти

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. 'АиФ-Владимир' 13/09/2017
Вся семья Фроловых занимается творчеством: папа и сын - резьбой по дереву, мама с дочкой  - вышивкой.
Вся семья Фроловых занимается творчеством: папа и сын - резьбой по дереву, мама с дочкой - вышивкой. Из личного архива

Но есть вещи с пометкой «хенд мейд», которые и продавать жалко, вместе этого - под стекло, в музей. 

Восхищаться талантом мастера, восторгаться его фантазией и золотыми руками. Среди таких работ на грани фантастики - миниатюры потомственной вышивальщицы из Суздаля Марии Фроловой, которая изобрела авторский стиль - филигранную вышивку.

Сюжеты - кругом

Катерина Карпенко, vlad.aif.ru: - Мария, когда вы поняли, что хочется посвятить свою жизнь именно вышивке?

Мария Фролова: - Вышивать меня научила бабушка. Раньше в деревнях ведь все вышивали, украшали свой быт кто как мог, вот и моя бабушка без дела никогда не сидела, вышивала рушники, украшения.  В наследство от неё мне досталось несколько шкатулочек, в которых были канитель, пяльцы, веретено, крючочки. Там были и наборы нарезанных мерных ниток, заплетённых в косички. Мне было так жалко расставаться с ними, что я решила попробовать вспомнить всё, чему училась в детстве. Это был 97-й год. А в 2001 году мой муж (Игорь Фролов, резчик по дереву, прим.ред.) впервые показал мои вещи на Нижегородской ярмарке. Их высоко оценили как профессионалы, так и обычные посетители, и я поняла, что нужно двигаться дальше, и начала развивать технику. Так вышивка стала одним из самых главных дел моей жизни. 

К.К.: - Знаю, что вы создали собственный стиль. Что его отличает? 

М.Ф.: - Я вышиваю без рисунка, без предварительного наброска. Для меня вышивка - это живопись, но только не кистью, а иголочкой, которая ведёт меня, а я просто двигаюсь вслед за ней. Всё, что я делаю, это полёт фантазии, творчество от начала и до конца, поэтому ни одна моя вещь не повторяется. Каждый раз я начинаю вышивку с чистого листа. Ещё одна особенность - эклектика - смешение стилей, разных видов швов для каждого конкретного случая. За основу берётся народная техника - мстёрская вышивка, на которую накладываются элементы других. Так как я работаю в миниатюре, ниточка должна быть очень тонкой. Иногда даже шёлковую нитку приходится расслаивать на несколько частей, иначе она будет выглядеть очень громоздко. 

К.К.: - Как рождаются новые сюжеты?

М.Ф.: - Это только природа. Откуда же ещё черпать вдохновение? Там и душой отдыхаешь, и ищешь новые темы. Летом я часто уезжаю в луга на велосипеде, хожу по улочкам Суздаля. Тематика моих работ - в основном растительные мотивы, цветочные орнаменты, птицы, бабочки. Так что сюжеты кругом. Мне важно внутренне запечатлеть то, что я увидела. Пропущу это через себя и потом какой-то элемент использую в работе.

К.К.: - А вдохновение часто посещает?

М.Ф.: - Лучше сказать о настроении - оно сильно влияет на работу. Заметила, что в плохом настроении совсем не получается вышивать. Если есть какие-то сомнения, дисгармония, лучше за вышивку не садиться, ведь иначе вышитое я распущу из-за того, что эта работа не сможет согреть чью-то душу, а хочется, чтобы человек, получив эти вещи, обретал позитив, чтобы улыбка чаще появлялась на его устах.

К.К.: - Ваша дочь Настя сейчас увлекается вышивкой. Сама к этому пришла?

М.Ф.: - Да, дочка - человечек очень необычный. Свою первую грамоту за вышивку она получила в 10 лет. Я никогда не задавала ей никаких сюжетов, так что полёт фантазии был не ограничен. Её работы отличатся от моих, они, кажется, более музыкальны. Это от того, что она очень любит музыку, сама пишет песни и стихи (кстати, в этом году победила на Грушинском фестивале). В вышивке у неё постепенно вырабатывается свой почерк, и он многим нравится. Это уже не ученические работы, а собственные произведения в полном смысле слова. Меня это очень радует. 

К.К.: - Насколько для вас важна передача своего мастерства?

М.Ф.: - Если люди делают что-то своими руками, это здорово. Совершенно не зависимо от того, чем они занимаются - вязанием крючком, плетением из лозы, керамикой. Важен сам процесс создания, привнесение в этот мир чего-то нового. А если я могу в ком-то зародить мысль: «А почему бы мне тоже не попробовать что-то сотворить», то считаю, что моё предназначение выполнено. Для того и я стараюсь трудиться. 

Каждая работа как ребёнок

К.К.: - Насколько сложно расставаться с работами?

М.Ф.: - Очень сложно. Каждая - как ребёнок. Иногда покупатели видят моё расставание с вещами - я пылинки с них сдуваю, поглажу напоследок… Для меня важна каждая вещь. Вообще, если в вещь человек не вложил частичку себя, это сразу заметно. Работа, которая пропущена через себя, сделана с любовью, позволяет человеку чувствовать добрый посыл, исходящий от неё. 

К.К.: - Что для вас творчество?

М.Ф.: - Это жизнь. Даже если не касаться вышивки, то я, к примеру, готовлю точно так же - не по рецепту, а по наитию. Как чувствую, так и готовлю. Забавно, но у меня даже супов одинаковых не получается. Так что творчество повсюду.

Наследники вековых традиций

К.К.: - Людей с золотыми руками, талантливых мастеров очень много, тем не менее, год от года всё острее вопрос сохранения ремёсел. О развитии и речи почти нет…

М.Ф.: - Да, сохранение ремёсел - это наболевший вопрос. Люди, которые занимались тем или иным ремеслом испокон веков, уходят из жизни, а смены нет, некоторые ремёсла просто теряются. В последнее время мастеров стало в разы меньше. Это действительно так. Я рада, что во Владимирской области сохранению и развитию ремёсел уделяется большое внимание.

Досье
Мария Фролова. Родилась в семье потомственных вышивальщиц в Нижнем Новгороде. По образованию - учитель начальных классов. Художественной вышивкой занимается с 1995 года, с 2001-го участвует в выставках. Победитель и дипломант многих конкурсов профессионального мастерства и межрегиональных тематических фестивалей.

К.К.: - Какая поддержка нужна мастерам?

М.Ф.: - Хочется, чтобы у ребят, которые сейчас заканчивают ремесленные училища, была путёвка в жизнь, потому что они выходят в никуда, рабочих мест нет. Если бы были площадки для экспонирования изделий на туристических тропах и места, где мастера могли бы показывать мастер-классы и продавать свои вещи, было бы замечательно. Государственная поддержка в этом деле очень нужна, потому что частные инициативы важны, но мы не многое можем сделать сами. Было бы здорово, если бы у нас создали, к примеру, ремесленную слободу или город мастеров, и молодёжь могла бы реализовывать себя в этих проектах, чувствовала себя нужной, творила. Есть 3 вещи, на которые можно смотреть бесконечно, - как бежит вода, горит огонь и как трудится мастер. Думаю, что не стоит лишать людей такого удовольствия. Ведь рождение произведения на глазах людей - это чудо.

К.К.: - И тем не менее, несмотря на сложности, которые возникают, вы считаете себя счастливым человеком?

М.Ф.: - Конечно. Я абсолютно счастливый человек! Ведь вокруг столько всего чудесного, столько всего, что ещё только предстоит делать. Жить настолько радостно, что каждую секундочку я наслаждаюсь всем, что есть вокруг меня.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах