Примерное время чтения: 8 минут
880

Вышила сама. Владимирская мастерица Клара Сухарева рассказала о своей жизни

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. 'АиФ-Владимир' 21/01/2015
Фото из архива Клары Сухаревой / АиФ-Владимир

Признание знаменитой владимирской вышивальщицы, призёра многочисленных конкурсов, обладательницы многих государственных наград, историка, журналиста, просветителя и автора 11 книг звучит особенно актуально. 

Сегодня многим из нас так не хватает умения определить жизненный путь и идти по нему, несмотря и вопреки! Постичь эту науку хотя бы отчасти возможно на юбилейной выставке Клары Сухаревой в Доме народного творчества. 

Работа - удовольствие

Здесь не бывает равнодушных зрителей. Одних удивляют уникальные работы мастера и её учеников - панно, портреты современников, иконы, гербы, пейзажи. Причём скорее как произведения искусства, чем как изделия народно-художественного промысла, к которому и относится вышивка. Других привлекают материалы, которыми пользуется мастерица: нити, бисер, птичьи перья. Третьи обращают внимание на виды техники, используемые Сухаревой. Из известных во всем мире 50-ти приёмов Клара Семёновна владеет 27-ю, в том числе двумя эксклюзивными. Эти портреты, пейзажи, бытовые и исторические сцены, вышитые в графической манере, а также экслибрисы - личное изобретение Сухаревой. Клара Семёновна - единственная в мире вышивальщица книжных знаков, пользующаяся не пером и тушью, не карандашом, а иглой и нитью. 

Меня на выставке глубоко тронуло всё увиденное. Но больше того поразила сама художница - необыкновенно тёплая, как и её работы, маленькая женщина с горящими глазами, твёрдой рукой и стремительной походкой. И, конечно, то, как эмоционально она рассказывает о каждой своей картине.  Думаю, мне невероятно повезло встретиться и побеседовать с Кларой Семёновной о многом - и о везении тоже. 

- Посетители выставок, а их за время вашей творческой деятельности было немало - только персональных 250,  нередко благодарят вас за труд. А как вы сами называете вышивание? Для вас это работа или увлечение?

Клара Сухарева - Прежде всего - удовольствие! Это те эмоции, которые трудно передать словами. Когда я вижу готовую картину, то нередко восклицаю: «Господи, неужели это я создала?!» И, вопреки мнению о том, что мастер должен хранить свои секреты от других, мне хочется поделиться достигнутым, передать свои знания и умения людям, особенно молодым. Чтобы не просиживали они на лавочках с бутылкой пива в руках, а жили полной жизнью, вглядывались в окружающую красоту и, так или иначе, воплощали её в творчестве. Творчество помогает человеку осознать свою значимость. Трудно? Конечно! От трудностей никуда не уйти, но мы обязаны их преодолевать. 

Невозможное возможно

- Вы и есть -  пример такого преодоления. Не каждый, кого подобно вам, судьба испытывала на прочность, смог подняться над собой, своими проблемами и неудачами. Как вам, много лет прикованной к кровати серьёзным недугом, удалось не только встать на ноги, но и вести столь активный образ жизни? Ведь вы вместе со своими работами и мастер-классами объездили не только города и веси нашей Родины, но и зарубежные страны. 

- Мне очень повезло, что у меня такая семья. Если бы не поддержка мужа и сына, вряд ли я смогла бы победить болезнь, которая лишила меня, ещё молодую женщину, профессии врача-терапевта и сделала инвалидом. Тогда я поставила перед собой цель - не быть обузой для семьи и стать полезной обществу. Но, ограниченная в передвижении, чем я могла себя занять? Муж напомнил мне, как когда-то в молодости я обмолвилась, что на пенсии начну вышивать. Мама владела техникой вышивания гладью и крестом и научила меня, маленькую. Кроме того, я умела шить. Росла в большой семье, в которой работал только папа. Чтобы помогать ему, я ещё школьницей окончила курсы закройщиков и обшивала всех родных и друзей. Словом, начала сначала шить куклы на чайники, которые дарила друзьям, а затем и вышивать. Уходя на работу, муж усаживал меня в подушки и со всех сторон обкладывал популярными тогда журналами «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина», а возвращаясь вечером, принимал экзамен - чему я научилась за день. Я и сейчас не делаю ничего, не посоветовавшись с мужем. Он - главный ценитель и критик моих работ, причём объективный и строгий. Мои куклы и вышивки нравились людям. Это давало силы для борьбы с болезнью, стимул к жизни, отдых для души. Постепенно болезнь отступила, я вернулась в общество и к самой себе. 

- Клара Семёновна, труд вышивальщицы нелёгок. Каким должен быть человек, взявший в руки пяльцы? 

- Вышивание, как сама жизнь, - даже на изнаночной её стороне узелки не должны быть видны постороннему глазу. Поэтому так важны стойкость и терпение. Никогда не опускать руки, уметь управлять собой и вовремя исправить свои ошибки - этому я учу своих последователей. Мои ученики, а их в разное время существования студии «Мир красоты» при Доме народного творчества было от 70 до 100 человек, умеют принимать удары судьбы как в работе, так и  в жизни. Почти у каждой из учениц сложная судьба, у всех разные профессии - есть и врачи, и учителя, и руководители предприятий, и домохозяйки. Да и возраст разный - самой старшей из наших вышивальщиц сейчас 92 года. Ей было трудно приезжать из Судогды на занятия, поэтому их посещал её сын, а дома показывал маме приёмы и техники вышивания. Чем не пример стойкости и веры в себя? Другая моя ученица освоила искусство вышивания исключительно по моим книгам, что мне особенно приятно - значит, я написала всё правильно и понятно, вызвала желание сделать это и, что ещё важно, - положительные эмоции. 

Признание - не сразу

- А откуда вы сами черпаете позитив? 

-  К сожалению, в жизни много негативного, но есть один хороший способ ему не поддаваться - прощать людям грехи, не копить обиды. И здесь выручает творчество. Когда я за пяльцами, то окружающий мир для меня перестаёт существовать. Муж говорит, что если я за работой, значит, меня нет дома. Так и есть, но вышивание и книги - не причина, чтобы отказаться от домашней работы. Нужно успевать повсюду, ещё и на встречах бывать, мастер-классы проводить, работать с архивными и музейными материалами. Благодаря мужу удаётся всё задуманное. А сколько ещё нереализованных идей! Лет на 5 хватит. Каждое утро просыпаюсь с мыслью: «Сегодня я сделаю это!» 

- Вам подвластны способы вышивания практически всех стран мира: художественная гладь, ришелье, петельный шов, церковный шов, узелки, а также наши, исконные техники - владимирский верхошов и мстёрская гладь.  При этом вы постоянно что-то изобретаете. Например, поразившие меня картины из птичьих перьев. Уникальны и ваши экслибрисы. Как вам удалось создать эту технику?

- Первый экслибрис я сделала для мужа - сын предложил. И увлеклась. Работа тонкая - обычную нить надо разделить с помощью иголки на 24 волокна и группировать их по толщине, чтобы на полотне получались тона и полутона, как на рисунке карандашом или тушью. Кроме того, нужно знать профессию, увлечения человека и суметь отобразить это в графических символах. Поэтому я сначала долго общаюсь с человеком или изучаю его жизнь по книгам, потом работаю над эскизом. Иногда на создание экслибриса уходит больше года. Ведь экслибрис - не только книжный знак, принадлежащий человеку. Это ещё и искусство. Сейчас в моей коллекции экслибрисы многих знаменитостей. А признания этой техники я ждала почти 10 лет.  Сначала её утвердили в Санкт-Петербурге на международном конгрессе по экслибрисам. Потом на конгресс в Пекине. Позднее Российское авторское общество признало вышитые экслибрисы объектом интеллектуальной собственности, и как национальное достижение они попали в Книгу рекордов Гиннесса. 

- Как вы относитесь к утверждению, что художник должен быть голодным?

- Не согласна. Любой труд должен быть оплачиваемым. Я не продаю свои работы, я их дарю. 90% моих

вышивок сейчас находятся в музеях многих российских и зарубежных городов, в частных коллекциях.  Держаться на плаву мне помогают друзья. Словом, по пословице - не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. 

- Клара Семёновна, вы родились в Донецке. Не могу не спросить, чувствуете ли вы себя украинкой? 

- По роду деятельности моему отцу приходилось часто переезжать, поэтому наша семья жила и в Украине, и в Узбекистане, и в Татарстане. Россию мы тоже объездили от Калининграда до Сибири. Удивительно, но меня везде принимали за свою. Да и я не привыкла делить людей по национальности.  Для меня имеет значение сам человек с его характером, обычаями в быту, различиями в культуре и искусстве, которые я уважаю и стараюсь принимать. Все мы многообразны, как многообразен наш мир. И это прекрасно!

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах