Великий Дали. В Иваново привезли подлинные иллюстрации Дали к Библии

   
   

Они сходятся в одном мнении: неважно, смотрите вы оригинальную работу дона Сальвадоре или копию, основную ценность несут рождённые его разумом образы, его идеи и своеобразная философия гения.

Найти Бога в себе

Уникальная выставка Сальвадора Дали открылась в Ивановском художественном музее. Впервые в России большим туром по престижным художественным площадкам городов представляется самая масштабная графическая серия величайшего художника ХХ века - иллюстрации к изданию в 1963 году Библии (Biblia sacra).

Библейские мотивы в произведениях Сальвадора Дали были всегда. Находясь в постоянном творческом, нравственном и философском поиске между реальностью и миром фантасмагории, он пытался найти Бога в окружающем мире и в себе. Он представляет Христа центром первозданной Вселенной, а порой - себя Спасителем мира. Нарекли же его при рождении Сальвадор - Спаситель.

Истина слов Великой книги

В 1963 году Сальвадор Дали получил предложение от Джузеппе Альбаретто проиллюстрировать новое издание Библии (Biblia sacra), и с большим энтузиазмом художник принялся за его воплощение. Такой проект предполагал детальное и глубокое изучение текстов Священного Писания, духовное проникновение не только в сюжетную линию повествования, но и в скрытый смысл и истину слов Великой Книги.

Выбор библейских тем для этого рискованного эксперимента со смыслами и ценностями был сделан самим Дали. В результате в 1963-1964 годах появились 105 работ, выполненных в смешанной технике (акварель, гуашь, тушь, пастель, карандаш) и переведённых в 1964-1967 годах в литографии. Таким образом, появился самый масштабный в творчестве художника и беспрецедентный в истории искусства графический проект.

   
   

Со дня сотворения мира

Каждая из 105 литографий, представленных на выставке, являет собой попытку интегрировать фантазии, свободу, чувства, волю, интуицию художника   в   удивительно емкий и в то же время загадочный мир библейских историй - «по Дали» - причудливый и провокационный. Мистик и сюрреалист, он настойчиво заглядывал в подсознательное, пытаясь проследить его движение. Его мысли и образы, возникавшие под воздействием погружения в мир человеческой истории со дня сотворения мира, дарили свободу форме, содержанию и цвету.  

И в каждой работе Дали зашифровано какое-то послание, отсыл к будущему или прошлому. Удивительно, что Дали не спорит с текстом Писания, он следует ему, не боясь повторений, но при этом остается верным своему «сверхреальному» и бессознательному. В картине о сотворении мира он изображает это событие в виде взрыва, из которого началось всё живое. Но здесь же, на полотне, иллюстрирующем начало мира, художник предсказывает и начало другое, спасительное, которое подарит миру искупление кровью Христа. А потому и взрыв на полотне Дали изображен кровавый. Говорят, автор не нарисовал этот взрыв кистью и красками, он подбросил над картиной стакан с бычьей кровью, позволив этой физической субстанции написать идеологию взрыва.

Поэтому работы Сальвадора Дали лучше рассматривать с разных точек зрения. 

«Да произведет земля душу живую» 

Двусюжетность сопровождает многие его полотна. Каждая деталь имеет своё, особое значение, несёт определённое послание. В картине «Да произведет земля душу живую» помимо воплощения того, что именуется живой душой, есть змеи и черепаха со знаменитым рогом носорога, который символизировал во многих его работах нечто непостижимое, идеальное. При этом автор не преминул напомнить, что знает о дальнейшем развитии событий. Другой знаменитый мотив - костыли, которые Дали изображал как «символ поддержки, без которой некие мягкие структуры не в состоянии держать форму или вертикальное положение», можно увидеть в иллюстрации к Вавилонской башне. Да, она огромна, она разрывает облака, но она зыбко стоит на этих костылеобразных подпорках.

Новое прочтение

Кстати
105 иллюстраций к Ветхому и Новому завету из частного итальянского собрания - это 105 литографий, подлинность которых подтверждена индивидуальным сертификатом от издателя Rizzoli (Италия) и сертификатами подлинности международных экспертов - «Европейский Союз - Эксперты Искусства» (Рим), Министерства культуры РФ, Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия («Росохранкультура»).

Уникальность выставочного проекта - не только в попытке приблизиться к разгадке феномена Дали, но и в постижении нового прочтения Священного Писания. Особенно это привлекательно для молодого зрителя, склонного к независимой интерпретации мира и его ценностей и отвергающего предшествующий опыт. В этом особая миссия и значение библейских мотивов в произведениях Дали для наших дней. И, наконец, что не менее интересно, выставка для российского зрителя - это открытие неизвестного Сальвадора Дали.

Конечно, когда речь идет о Сальвадоре Дали, нельзя обойти тему фальсификации. Фальсифицированные произведения Дали время от времени появлялись в продаже еще при жизни мастера, а после его смерти посыпались как из рога изобилия. Про него говорят, что художник подписывал чистые листы бумаги, поощрял необоснованное завышение тиражей литографии и даже прибегал к услугам так называемых творческих помощников, на работах которых ставил свои подписи. Недаром он вошел в число самых подделываемых живописцев ХХ века