Открыться любви. Этому научит театральное искусство

Алла Шахова с актёрами театра Романа Виктюка. Спектакль «Служанки». © / Фото Татьяны Матвеевой / АиФ-Владимир

     
   

Живя в обществе, в окружении родных людей, мы, тем не менее, стали близоруки. Я бы даже сказала, слепы, закрыты для общения, - считает дипломированный инженер-теплоэнергетик, ставший в итоге театральным продюсером, Алла ШАХОВА.

Голову вскружил балет

Татьяна Матвеева, vlad.aif.ru: - Алла, расскажите, с чем связана такая перемена - из теплоэнергетика в театральные продюсеры?

Алла Шахова: - Мама с детства водила меня на балет. Причём на гастроли не только ивановского театра, но и творческих коллективов, приезжающих из других городов. В 80-х годах театры на целые месяцы приезжали к нам на гастроли со всем своим репертуаром. И мы с мамой могли позволить себе целый месяц наслаждаться просмотром выступлений. 

Я очень хорошо помню гастроли Харьковского, Горьковского, Новосибирского театров оперы и балета. Тогда, будучи школьницей 5-6 класса, я была в восторге от увиденного. Я и сама очень хотела заниматься балетом. Правда, в Иванове школы балета не было.

   
   

Я выписывала и читала журнал «Советский балет». Но после 10 класса поступила в Ивановский энергетический институт, и моя жизнь до определённого периода не пересекалась с театром. Хотя я продолжала посещать спектакли. 

Т.М.: - Что кардинально перевернуло вашу жизнь, ваше мировоззрение?

А.Ш.: - Я работала на ивановском заводе «Точприбор». А в 2000-е годы стала региональным представителем, потом окончила курсы визажистов и стала самостоятельной. Мне нравилась моя работа. По крайней мере, дискомфорта я не испытывала. Пока в 2009 году не попала на спектакль театра Романа Виктюка «Саломея». Он приехал к нам в Иваново с гастролями. Всё, что я увидела на сцене, оказало на меня такое сильное впечатление, что я в буквальном смысле слова потеряла дар речи. В тот момент я поняла, что всё, чем я занималась долгие годы, не моё. 

Т.М.: - То есть жизнь перевернулась?

А.Ш.: - Да. Я пришла домой, в Интернете нашла сайт театра Романа Виктюка, узнала, когда следующий спектакль в столице, и поехала в Москву. Там по окончании выступления я подошла к актёру Дмитрию Бозину и предложила приехать со спектаклем в Иваново. Он видел меня впервые, но сразу же принял предложение. А я чувствовала: я должна ивановцам открыть этого гения. Моя прежняя работа теперь меня уже не интересовала. Появился другой смысл в жизни. 

Т.М.: - Как родственники, друзья отреагировали на смену вашей профессии?

А.Ш.: - Конечно, я их очень удивила! Мама считала и продолжает считать мою работу нестабильной. Вероятнее всего, родные подумали, что я сошла с ума! Что касается друзей, то я пытаюсь приобщить их к театру, к прекрасному. То есть на спектакли я их приглашаю в первую очередь. Мне всегда интересно их мнение. 

Испугались своих чувств

Т.М.: - Алла, в настоящее время вы занимаетесь организацией гастролей в Иванове артистов театра Романа Виктюка. Насколько этот театр близок к народу, к простому человеку, к обывателю?

А.Ш.: - Честно скажу, что спектакли театра Виктюка либо очень сильно любят, либо не понимают, точнее было бы сказать, боятся. У меня есть одна знакомая, которая описала мне своё состояние после просмотра спектакля Дмитрия Бозина «Черепаха». «Я испугалась, - сказала она. - Испугалась нахлынувших на меня чувств. Испугалась открыться любви. Артист, как хирург-кардиолог, перевернул мои чувства, душу».     

Многие действительно не готовы услышать, что это будет невероятно красивый язык и сочетание звуков, красивая вязь из слов, что это будет хороший качественный русский язык классиков: Платонова, Бродского, Цветаевой, Зощенко. Поэтому, побывав раз, закрываются, не ходят больше, боясь сильных эмоциональных переживаний. Но есть и те, кто, побывав раз, становятся поклонниками и не пропускают гастроли. И таких людей немало.

Т.М.: - Можете объяснить, почему дорогостоящие билеты на известных поп-звёзд продаются быстрее, чем билеты на спектакли? 

А.Ш.: - Потому что поп-звёзды - это медийные лица. То есть известные, «раскрученные» артисты и певцы. Билеты раскупаются очень быстро, несмотря на баснословную цену. Так, выступления некоторых известных поп-звёзд в Иванове оцениваются в сумму до несколько тысяч рублей за один билет. Причём, по моему наблюдению, ивановская публика нетребовательна, неискушённая. Иными словами, закрывает глаза на недоработки, невысокий профессионализм этих артистов.  

Что касается стоимости билетов на театральные спектакли того же Бозина, она ниже в разы. 

Т.М.: - Тем не менее, вам удалось добиться определённых успехов в начатом деле…  

А.Ш.: -  Не могу сказать, что это было тяжело. Скорее, очень интересно. Конечно, было много трудностей: я ведь ничего не знала и не умела. Когда начинала, училась только на своих ошибках. Да и сейчас продолжаю ошибаться и учиться. Но в целом то, что я делаю, приносит, прежде всего, массу удовольствия лично мне. Здорово, когда подходят люди и благодарят за испытанные позитивные эмоции.

Т.М.: - Я знаю, что вы привозили в Иваново спектакль Сергея Алдонина «Ромео и Джульетта» с Лизой Арзамасовой из сериала «Папины дочки». Он прошел на ура. 

А.Ш.: - Действительно, ивановская публика очень позитивно, я бы даже сказала, восторженно посмотрела этот спектакль. Со временем у меня стало появляться всё больше новых знакомых в театральной среде, и скоро я решилась на более серьёзные гастроли: привезла крупный антрепризный спектакль Сергея Алдонина «Мастер и Маргарита». Это было уже совсем «по-взрослому». 

Затем решила охватить соседние города - Владимир, Ярославль, Кострому. В общем, вот так, спектакль за спектаклем - и получилось, что я постепенно переквалифицировалась в организатора театральных гастролей, открыла своё агентство.

Обречены на одиночество

Т.М.: Ходит ли на спектакли театра Романа Виктюка подрастающее поколение?

А.Ш.: - Моему сыну 19 лет. С 14 лет я стараюсь систематически водить его на спектакли. Причём не только в Иванове - ездим в Москву. Я стараюсь показывать сыну спектакли с хорошими, талантливыми артистами,  спектакли, поставленные по произведениям русских и зарубежных классиков. Таким образом, приобщаю к культуре, формирую вкус. А многие его сверстники вообще не ходят в театр, а в музее, на выставках в последний раз были в далёком детстве.

Досье
Алла Шахова - организатор театральных гастролей. 45 лет. Родилась в Иванове, окончила Ивановский энергетический университет, получила диплом инженера-теплоэнергетика. Работала на заводе «Точприбор», региональным торговым представителем, визажистом. С 2009 года и по настоящее время работает организатором театральных гастролей в Иванове, Владимире, Ярославле и Костроме.

Признаться, сыну, как и большей части молодёжи, не особенно интересны спектакли, сильные переживания. По моему наблюдению, современные люди живут исключительно в своём мире, они закрыты для общения в классическом его понимании, близоруки, в том смысле, что видят только свои проблемы и озабочены только ими. А наши дети и вовсе обречены на одиночество и культурный голод. Поэтому так важно, пока ещё не поздно, познакомить их с искусством.

Т.М.: - Возможно, ещё есть шанс исправить сложившуюся ситуацию…

А.Ш.: - Конечно, шанс есть, не поздно исправить! Я не утверждаю, что нужно ходить на спектакли театра Романа Виктюка. Я говорю, что театральный продукт, если можно так выразиться, должен быть качественным. А ивановская публика по большей части нетребовательная: аплодируют любой серости, особенно если в спектакле задействованы медийные лица.  Платит за спектакли-«однодневки» огромные деньги. Между тем, большая часть театральных ант­реприз - вовсе не шедевр, «не круто», ни о чём. Это просто бизнес. Есть спектакли,  созданные для проката в провинции. Качество соответствующее. То есть в них нет высокой идеи, хороших декораций, сюжетная линия слабая. Единственное - участие принимают известные актёры, некоторые из которых, кстати, скрывают своё участие в такой ант­репризе.