Накануне нового года пришлось мне в качестве пациентки побывать в травмпункте Красного Креста – с кем не бывает! А действительно, с кем? Нет, пожалуй, такого социального слоя населения, представителей которого хотя бы раз в жизни не коснулась беда. Вместе со мной в одной очереди на прием к травматологу сидели как «крутые», успешные во всех отношениях граждане, так и бомжи, выползшие с самого что ни на есть дна нашего общества.
Все они страдали от полученных травм одинаково и так же одинаково, на чем свет стоит, ругали российскую медицину, а заодно и собратьев по несчастью.
- Мужчина, куда без очереди?
- Тут все на «скорой»!
- Я с острой болью…
- Тут все с острой!
Я, кстати, тоже приехала в карете скорой помощи и тоже по наивности думала, что сразу же попаду на осмотр врача. Не тут-то было! Таких, как я, с травмами, полученными в результате падения на гололеде, было несколько десятков человек. Прибавьте к ним тех, кто пострадал в ДТП, в бытовой ссоре или пьяной драке, учтите предновогоднюю пору, и станет понятно, почему мое ожидание приема растянулось на три с половиной часа. Выдержать его было совсем не просто – приближалась полночь, а боль после укола из острой перешла в ноющую. Но, как говорится, не можешь справиться с проблемой, измени отношение к ней. Я нашла единственный способ – наблюдать за соседями.
Те, кто были более-менее адекватны, звонили по мобильным телефонам и с какой-то необъяснимой гордостью в голосе сообщали родственникам о своем местонахождении. Кое-кто давал последние в уходящем году распоряжения подчиненным. Парень, сидящий напротив, успел несколько раз поссориться и помириться с девушкой. Обсуждая бытовые темы, практически породнились два семейства – мужчины в том и в другом сидели с загипсованными конечностями. Покалеченный народ все прибывал, недовольство нарастало. Один из очередников заглянул в рентгенкабинет и на весь коридор возмутился:
- Мы тут сидим, ждем, а они там чаи гоняют!
Бомба разорвалась! Все, кто еще держался на ногах, вскочили с мест и ринулись к дверям кабинета. Вышла медсестра - от усталости на женщине, как говорится, лица нет – с просьбой не шуметь. Но ее никто не услышал. Вдобавок ко всему кто-то, воспользовавшись суматохой, попытался проникнуть на осмотр вне очереди, чем еще больше раззадорил остальных.
Понятно нетерпение пациентов – отчаяние и боль кого хочешь доведут до крайности. Но кто при этом поймет медицинских работников, оказывающих в это время помощь больному? Я попыталась. Дождавшись, наконец, своей очереди, вошла в кабинет и поинтересовалась, сколько обычно длится дежурство врача-травматолога, медсестер, рентгенолога.
- Сутки. С восьми утра заступили. День простояли, нам бы еще ночь продержаться. Сейчас самое травмоопасное время. За дежурство только на скорой помощи к нам поступает несколько сотен пациентов, в том числе в тяжелом состоянии. Так что отдыхать не приходится. Даже в новогоднюю ночь…
Мне стало стыдно и за себя, и за галдящих в коридоре людей. Ведь, чаще всего, в своих несчастьях мы виноваты сами, но предпочитаем переложить вину с больной головы на здоровую. Рассуждаем о профессиональном долге и обязанностях врачей и совершенно забываем о том, что они обычные люди. Так же, как мы, они нуждаются в отдыхе и еде. И если врач потратил пять минут на то, чтобы выпить чашку чая, это вовсе не означает, что он украл их у пациента. Если скорую помощь пришлось ждать 40 минут, потому что вызовов слишком много и медики просто не успевают приехать вовремя, то не стоит встречать их отборной бранью. Здоровья от этого не прибавится.