Охотники за сокровищами. Археология - это не романтика, а тяжёлый труд

Фото Ларисы Майоровой / АиФ-Владимир

   
   

Понятие археологии намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Это не только клады, монеты и черепки, но еще и ландшафт, географическая среда. Яркой находкой может оказаться не золотое украшение, а остатки вала, например. Разобраться во всех тонкостях необычной науки нам помог ведущий специалист-археолог  Данил КАБАЕВ. 

О находках

Лариса Майоров, vlad.aif.ru: - Какие находки вам запомнились больше всего?

Данил Кабаев: - В 2005 году был богатый находками раскоп  на улице Гагарина, 2а, где сейчас Макдоналдс. Там мы обнаружили коллекцию импорта керамической и стеклянной посуды, её география внушительна: Сирия, Иран. Были даже фрагменты китайской чаши, которая транзитом через Золотую Орду попала  во Владимир. Это необычно. Были и стеклянные  сосуды, которые производились в сирийском  городе Алеппо. На улице Спасской, о которой сейчас много разговоров, мы нашли большой напрестольный крест: распятие Иисуса с предстоящей Богородицей и апостолом Иоанном Богословом. Крест из хорошей золотистой бронзы. Аналоги известны по раскопам в Киеве и в византийском Херсонесе.  Мы сделали копию креста и передали её в ризницу епархии.  А крест сейчас в музее.  В 2011 году на углу улиц Златовратского и Герцена мы обнаружили санитарное захоронение людей, погибших от рук монголо-татар во время осады Владимира в 1238 году.  На костях найдены следы от боевого оружия. Были находки, над которыми ломали голову. Например, мы как-то нашли двухстороннюю иконку с сюжетом. На одной стороне был изображён поясной святитель Николай, а на другой -  тот же святитель Николай в окружении 7 спящих отроков. В изображении  «поясного» Николая была ошибка: в одной руке он держит и свиток, и библию. Такого быть не может.

Л.М.: - Говорят, недавний раскоп в Суздале принёс интересные находки.

Д.К.: - В Суздале был раскоп на улице Кремлёвская. Мы обнаружили  ранний культурный слой XI века, а в нём - необычные находки, например, бронзовый амулет - топорик. Это принадлежность наследников профессионального воина. Основным боевым оружием младшего дружинника был боевой топор. Такой амулет заказывал дружинник своему сыну. Это - подтверждённый факт, когда сын идет по стопам отца. Кроме этого, нашли разнообразные женские украшения и предметы быта. 

   
   

Л.М.: - Есть ли у вас опыт исследований за границей?

Д.К.: - У меня есть опыт археологических исследований в Иерихоне.  Это один из самых древних городов на планете. Туда меня пригласил Институт археологии в 2010 году.  В Иерихоне мы зафиксировали аграрно-церковный архитектурный комплекс конца V начала VII века. Самое удивительное, что в центральном зале сохранился разноцветный мозаичный пол с растительным орнаментом: ветви граната, виноградная лоза. 

Л.М.: - Много ли добросовестных людей, сдающих находки?

Д.К.: - Думаю, что много. Помню один  случай. В одном из сёл Меленковского района был  могильник племени мурома. Со временем его «поглотило» село и плотно застроило.  Кто-то из местных жителей в центре села копал колодец и нашел погребальные украшения племени мурома. Все находки передали в меленковский музей.

Вместо вала - сквер

Л.М.: - Почему недавно проводили раскоп в сквере «Молодёжный» во Владимире?

Д.К.: - В сквере монтируют чашу плоского фонтана из керамогранита. Поэтому на месте её установки и проводили археологические раскопки. Участок сквера - объект археологического наследия «Земляные валы». 

Л.М.: - Чем были интересны работы?

Д.К.: - Хочу сказать, что в этом раскопе нет ярких находок. Мы фиксируем больше утраты и локализуем остатки вальных насыпей, нежели археологический вещевой материал. Нужно понимать, что археология - это не только вещи и черепки, это еще и ландшафт, географическая среда. Поэтому раскоп интересен тем, что за последние 200 лет исторический ландшафт в этой части города сильно изменился. По летописи известно, что в 1158 году Андрей Боголюбский обнёс древний Владимир кольцевыми валами. Этот вал назвали «Богословским». Древняя Большая улица, пересекавшая город с запада на восток, когда-то поворачивала на юг и выходила за валы в районе завода «Владалко». Современная улица Большая Нижегородская появляется на чертежах 1834 года в связи с прокладкой шоссе Москва-Нижний Новгород. В 1836 году валы были прорыты для этой дороги. Вскрытый участок показал, что изменения исторической местности были разрушительными. Городское строительство вдоль дороги также постепенно разрушало местность. Свою лепту внесло в 1974 году устройство сквера, когда территорию окончательно снивелировали.    

Как стать профессионалом

Л.М.: - На раскопки берут только студентов профильного образования или волонтёрам тоже рады?

Д.К.: - На раскопках работают наши сотрудники,  студенты-историки и подростки. Школьники связь держат в социальных сетях, узнают, когда и где начнутся работы. Думаю, у них есть и финансовый интерес. Это хорошее подспорье - можно получить и опыт, и деньги. Нет ничего зазорного в том, что человек зарабатывает своим трудом. Мои помощники и я следим за ходом работы, постоянно их обучаем. 

Л.М.: - Пользуется ли популярностью исторический факультет? Есть ли специальный факультет археологии?

Д.К.: - Есть специальность в Московском университете. В этом году практику на раскопе прошли 40 студентов-историков из педагогического института ВлГУ. Думаю, что историческое образование всё ещё пользуется спросом. 

Л.М.: - Археология овеяна неким романтизмом. Что на самом деле она представляет собой?

Досье
Данил КАБАЕВ родился во Владимире в 1974 году. Окончил Владимирский государственный педагогический институт имени Лебедева-Полянского, исторический факультет. Имеет звание магистра по специальности история-археология. Сейчас работает ведущим специалистом-археологом в ООО «Владимирский областной центр археологии при ВлГУ».

Д.К.: - Хочу сказать, что бывают разные виды археологических работ. Романтика - это «атмосферное явление» и создаётся самими участниками. За невероятными мифами скрывается тяжёлый и кропотливый труд. В современном историческом городе (преимущественно) археология охранная, ограниченная фактами: сроки строительства, финансирование и прочее. Это влечёт за собой жёсткий график раскопок. При этом археологические работы никоим образом не теряют свою научную составляющую.

Расхитители

Л.М.: - Кто такие чёрные копатели?

Д.К.: - Это люди, у которых нет «Открытых листов» (разрешение на археологические работы). Чёрные копатели вне закона. У них нездоровая личная инициатива, желание нажиться. Стоит понимать, что все находки - это федеральная собственность. Чёрного копателя можно поймать на месте преступления, при сбыте и вывозе за границу культурных ценностей.

Л.М.: - Как чёрные копатели находят места, где можно нажиться?

Д.К.: - В 1994 году в области были масштабные археологические  работы на предмет уточнения и сохранности памятников археологии. По итогам составили археологическую карту, в которой даны описания памятников археологии и их местоположение. Фактически - это документ служебного пользования для специалистов-археологов. Но его пустили в широкую продажу солидным тиражом как научную публикацию. Теперь материалы опубликованы и находятся в широком доступе. Кладоискателям легко их приобрести. Тем более, в интернете есть «магазины приключений», где продаются карты и металлоискатели. 

Это дорого 

Л.М.: - Спонсируют ли археологию? Откуда средства на раскопки?

Д.К.: - Археология никогда не спонсируется. Есть научно-исследовательские программы, финансируемые из определённых источников. Строительные компании, работающие на территории памятников, согласно российскому законодательству берут на себя все расходы. То же самое касается и индивидуального застройщика. Стоимость археологических работ определяется государством. Археология - дорогостоящее мероприятие.

Л.М.: - Что изменилось за последнее время? Каковы перемены?

Д.К.: - Я могу сказать, что археология за последний год расширилась. В прошлом году вышел Федеральный Закон № 245. У нас официально город Владимир - памятник археологии XI-XVII веков. По новому законодательству археологическим предметом является всё, что старше 100 лет. Органы охраны культурного наследия обязаны внести изменения. Теперь специалисты копают XVIII и XIX века. Эта зона выходит за границы древних укреплений Владимира. Думаю, у застройщиков появятся дополнительные обременения и затраты.

Смотрите также: