Сначала образовался провал диаметром около трех метров у дороги, ведущей к селу Коробково Навашинского района. Это произошло 5 мая. Объем воронки составил 3 КАМАЗа песка, выделенных местными властями для ее засыпки. Буквально на другой день еще одна воронка образовалась в 20 метрах от прежней. Образно говоря, ее «объем» составил уже 20 машин песка и земли. В самом селе, расположенном в 7 км от предполагаемой строительной площадки, произошел обвал земли возле крайнего дома. Часть огорода и забор ушли под землю. Ситуация усложнялась тем, что к самому жилому дому протянулась зловещая трещина. На реальную опасность (в селе около 500 дворов) власти отреагировали незамедлительно. Но в нелогичной последовательности. Сначала засыпали, а затем пригласили специалистов для исследования природы образования провала. Видимо, сочли, что «запломбировав» карст, проблему решили. Однако заключение геодезистов было неутешительным - процессы, протекающие в недрах земли, повышенно активны, а потому непредсказуемы.
В масштабах атомного строительства 10 км - это почти что эпицентр, но примерно в таком радиусе, включающем и будущую площадку АЭС, подземные провалы – обычное дело. Подтверждение этому – зафиксированные исследования Муромского института Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых. Олег Кузичкин, доктор технических наук, профессор этого института пояснил, что коварство провала в селе Коробково заключается в том, что он образовался по типу вертикальной трубы с крутыми краями, когда еще не сформировалась карстовая воронка, что предполагает дальнейшее осыпание обвала по вертикальным краям. Возможен и уход обвала в какую-либо сторону, спровоцированный строением почв. Участок требует тщательного исследования, чтобы можно было сделать вероятностный прогноз дальнейшего развития событий. Меру навашинских служб по засыпанию провала можно считать условно противокарстовым мероприятием, это на время затормозит протекающие процессы, но они могут растянутся. Песок и земля, выгруженные в яму провала, сейчас будут оседать и уходить в пустоты, соответственно и процессы продолжатся. Требуются капитальные мониторинговые и противокарстовые мероприятия. Риск для самого дома, в огороде которого произошел провал, несомненно, велик.
Проектировщики Нижегородской АЭС говорят о характере поокского карста, что он «древний и спящий». Природа постоянно доказывает обратное, но ее «аргументы» почему-то не хотят слышать. В октябре прошлого года в 4 км от площадки в селе Чудь Навашинского района также возле жилого дома произошел провал. Кроме того, мониторинговые исследования почв вокруг площадки свидетельствуют о постоянных карстовых проявлениях. Тем не менее по проекту на этой территории запланировано размещение сложнейшей сервисной инфраструктуры под строящуюся АЭС, включая транспортировочные пути под ОЯТ и прочее. Гарантировать их безопасность и надежность в таких условиях нельзя. Но официальный мониторинг площадки, который затребован от проектировщиков Ростехнадзором, ограничивается периметром двух энергоблоков.
Прежний проект Нижегородской атомной станции технически устарел. Сопредседатель экологической организации «Экозащита» Владимир Сливяк, ярый противник строительства АЭС, считает, что проект настолько плох, что его нельзя реализовывать. Но есть и другое мнение. Начальник Бюро комплексных технологий и проектирования НИАЭП Александр Яшкин на заседании комитета по экологии ЗС Нижегородской области представил проект технологической безопасности АЭС. Техническое задание на разработку проекта водо-водяного энергетического реактора (ВВЭР) утверждено в 2011 году гендиректором Росатома Сергеем Кириенко.
На 30 сентября этого года назначены общественные слушания по этому вопросу. К этому времени должна быть готова разработка материалов ОВОС по оценке воздействия АЭС на окружающую среду. Проектировщики Росатома не хотят слышать доводы природы. Услышат ли людей?
Смотрите также:
- Откуда у кризиса «ноги растут»? Каково будущее нашей экономики →
- Как жить с Лошадью? 2014. Готовимся к большим переменам →
- Как взять всё? Есть ли жизнь без кредита →