Жители бьют тревогу
В редакцию обратились жители Судогодского района, которых волнует ситуация с малыми реками. С детства жители этих мест привыкли считать, что речка, пусть она и невелика, – начало всего живого. Именно благодаря речкам сохраняется растительный и животный мир во всём своём разнообразии. А речка Ванчуга, протекающая рядом, стала для многих поколений живущих здесь людей примером возникновения рек, ведь её исток – совсем рядом, в заболоченном участке мещёрского леса.
- Сюда учителя водят школьников, чтобы показать, как зарождается речка, - рассказывает житель деревни Мордасово Олег МЕРЗЛЯКОВ. - Для ребят это становится наглядным уроком бережного отношения к природе.
Но не всё зависит от жителей. Дело в том, что в 2008-2009 гг. здесь проводились лесоустроительные работы «Мослеспроектом», а речку Ванчугу каким-то образом упустили из виду: лесоустроители не обозначили её участок в верховье (более 4 км) в своих материалах. А если в материалах лесоустройства нет реки, то, следовательно, нет и 100-метровой водоохранной зоны, где лесопользование ограничено законодательством (размеры этой зоны в каждом конкретном случае определяются размерами реки).
Река Миасс была и прачечной, и холодильником >>>
Пойму разбили колёсами
И заработала техника…
С декабря 2011 г. по апрель 2012 г. в лесном массиве вблизи деревни Тимофеевская Андреевский филиал ГАУ ВО «Владлесхоз» вёл рубку леса, вывоз леса осуществлялся через русло реки Ванчуга и вдоль её поймы (около 1,5 км), что привело к разрушению почвенного слоя. Жители, видя во множестве глубокие колеи, обратились к руководителю Николаю КАЗАКОВУ, который заверил их, что территория будет приведена в порядок. Группа местных жителей приняла участие в исследованиях верховья реки Ванчуга близ деревень Бурлыгино, Турово, Тимофеевская совместно с сотрудниками Росгидромета, гидрологами и биологами; в дальнейшем были проведены проектно-изыскательские работы.
- Мы обратились в ГКУ ВО «Андреевское лесничество», в ведении которого находится территория, где производилась рубка леса, - продолжает Мерзляков, - и проинформировали директора Малышева Евгения Викторовича о наличии реки Ванчуга, которая пострадала вследствие вывоза леса. К сожалению, своевременно вопрос не был решён, поврежденную пойму реки Ванчуга не восстановили, в картографические материалы уточнения по расположению реки не внесли, что привело в последующем к рубке леса в водоохраной зоне.
Справка | |
---|---|
В Алтайском крае начата работа по выделению особо защитных участков леса (ОЗУ) с целью усиления защиты, в том числе и водоохранных зон. Как пояснил Максим КАТЕРНЮК, замначальника отдела управления лесами, ОЗУ будут выделяться как в защитных, так и в эксплуатационных лесах. Они будут созданы на площади в 150 тыс. га. |
В январе 2013 г. вблизи деревень Ильино и Бурлыгино велась сплошная рубка леса в водоохранной зоне возле самого уреза воды: 1,7 гектара леса вырублено на территории, подведомственной Головинскому участковому лесничеству.
А ведь сток реки Ванчуга обеспечивает приток вод к Верхне-Судогодскому водозабору г. Владимира. Поэтому река Ванчуга находится в санитарно-защитной зоне.
Слушаешь жителей - и невольно в голову приходят сомнения, на самом ли деле лесоустроители просто ошиблись? Не заметили более 4 км Ванчуги, Высокушу обозначили в усечённом виде, речку Осиповку (Осиновка) нанесли неточно - тогда как в материалах предыдущего лесоустройства верховья этих рек нанесены более близко к реальности.
Быковских и Мерзляков верят, что речь идёт об ошибке. Хотелось бы и нам в это верить. Как бы то ни было, отсутствие либо сокращение водоохранных зон в лесоустроительных материалах уже привело к тому, что вырубаются леса, которые, согласно законодательству, должны были бы служить защитой для водных объектов, в данном случае – малых рек. А ведь леса для водоёмов – что ресницы для глаз: и берегут, и создают благоприятные условия. В лесоустроительных документах отсутствуют не только реки, но и особо защитные участки леса - 1 км вокруг сельских населённых пунктов и дачных товариществ. А они выполняют не только экологические функции, но и служат зоной отдыха для населения.
Все – на лодки! Можно ли привыкнуть к большой воде? >>>
- Мы изучили ситуацию только с малыми реками прилегающей территории, - говорит житель Андрей БЫКОВСКИХ из деревни Бурлыгино, - сравнив с картой Росреестра картографические материалы лесничеств, подтвердили указанные расхождения. А если не жители, то кто?
Олег Мерзляков, занимающийся научной работой, поднимал эту проблему на IV Международной конференции
«Геоэкологические проблемы современности», прошедшей недавно в ВлГУ:
«Если нет в материалах лесоустройства рек - нет на местности возле рек водоохранных зон, не выделены защитные леса и особо защитные участки леса, ведётся сплошная рубка возле самого уреза воды, как в случае с рекой Ванчуга в январе 2013 г. Таким образом, Владимирская область постепенно может лишиться ценного природного ресурса ввиду сокращения водно-речной сети.
Леса выполняют водоохранную и водорегулирующую роль, снижают риск паводков и предупреждают наводнения. Реки, протекающие среди лесных массивов, круглый год имеют достаточное количество воды, в то время как реки безлесных районов весной выходят из берегов, а в летнее время часто пересыхают».
И в решения конференции был внесён пункт: «Обратить внимание муниципальных и областных организаций по природопользованию на водоохранные мероприятия малых рек… Просить Русское географическое общество запланировать научные геоэкологические исследования малых рек РФ».
Пока же о судьбе малых рек в родном краю заботятся сами жители. Как рассказали Мерзляков и Быковских, весной они в ответ на своё письмо получили научные рекомендации Института географии РАН по восстановлению поймы реки Ванчуга. На их основе вместе с жителями Головинского сельского поселения, педагогами и учениками Ильинской сельской школы, представителями облдепартамента природопользования был организован праздник, в рамки которого вписались и познавательные моменты, и экологические: посадка деревьев, установка водоохранных знаков, запуск в пруд мальков карася, установка птичьих домиков и т. д.
Караси выросли, и сейчас детвора уже ловит рыбок величиной с ладошку. А сохранятся ли и водоёмы, и лес, когда эти ребята повзрослеют?
Прокуроры полагают, что белый амур в реке Черной погиб не из-за работы мусорного полигона >>>
Бумаге верят, а глазам?
Комментарий власти
Комментарий эксперта
Смотрите также:
- Потухшие огни победы. «Вечный» огонь зажигают только раз в году →
- Риск ради улова. Почему в Ивановской области гибнут рыбаки →
- «Пляжные» разговоры. Очистить Клязьму не выйдет? →