Владимирский охотник Вахтанг Жгенти рассказал о культуре охоты

   
   

Похлёбка из воробьёв

- «АиФ- Владимир»: Вахтанг, как получилось, что вы всерьёз увлеклись охотой?

- Вахтанг Жгенти: Впервые я попал на охоту в 7 лет, в Грузии. Мы со своим братом сделали рогатки и пошли охотиться на воробьёв с зябликами. Пришли домой с «трофеями». И тогда дед сказал нам: «Раз уж добыли, давайте варить суп». Научил, как надо ощипать нашу «дичь», помог сварить суп и вместе с нами ел. Это был для меня первый охотничий урок – ради развлечения и забавы охотиться нельзя. Дед запретил и отбил «охоту» на такую потеху раз и навсегда. Так что, всегда, если охочусь, то – трофеи в дом, для пользы дела.

Когда заканчивал среднюю школу, получил ещё одно «образование». При Владимирском областном обществе охотников и рыболовов была секция юных охотников. Я обучался там два года. Сдал экзамены на знание правил охоты, следопытства, владения и обращения с охотничьим оружием и получил удостоверение. А после армии уже получил охотничий билет.

Раньше были несколько иные правила вступления в общество охотников, нежели сейчас. Прежде чем получить охотничий билет, нужно было в течение года отходить кандидатом. Кандидата прикрепляли к опытным охотникам и он ходил целый год, что называется «с палкой» - помогал на охоте. Привлекали к проведению соревнований по охоте, стрелковому и рыболовному спорту, собаководству: они помогали и одновременно обучались. И только спустя год получали билет. Сейчас законодательство и правила приёма изменились: в интернете можно найти правила охоты, экзаменационные билеты, выучить их, сдать охотоминимум и готово. Упрощено всё максимально.

Я думаю, что это сказывается не самым лучшим образом: люди становятся охотниками, подчас не имея абсолютно никаких практических навыков. Если, конечно, нет опытного наставника.

Закаляемся охотой

- «АиФ- Владимир»: А у вас он был?

   
   

- В.Ж.: С седьмого класса я ходил на охоту с дядей. Он и научил меня многому: как с оружием обращаться, как обработать и сохранить добычу, как вести себя в коллективе.

Охота – это очень тяжёлый труд. Если это настоящая охота, а не выезд, на котором сначала из рюкзака достают бутылки, опорожняют, а потом по ним стреляют. А вернувшись в город, такие «добытчики» обычно покупают дичь: ко мне много раз обращались с такими просьбами.

- «АиФ- Владимир»: Так почему же тяжело? 

- В.Ж.: Во-первых, выспаться на охоте не удаётся, надо пораньше встать, приехать в угодья. Раньше, когда у меня не было автомобиля, ездил на автобусе. От остановки до места иногда приходится пройти несколько километров. Нужно хорошо знать угодья: бывают случаи, когда мои ученики блуждают в лесу. Нас в школе очень хорошо обучали ориентированию, поэтому для меня не проблема находиться в незнакомом лесу: никогда не хожу с навигатором.

- «АиФ- Владимир»: В каких краях предпочитаете охотиться? 

- В.Ж.: Кроме Владимирской, езжу в Ивановскую, Рязанскую, Московскую, Костромскую области. Бываю в Карелии.

Везде, где довелось побывать, увидел хорошие угодья и встретил замечательных людей. Мой дядя любит повторять слова Ивана Тургенева: «Охотник – значит хороший человек». Конечно, разные люди в лес с ружьем ходят, но в основном это крепкие, закалённые, сильные во всех отношениях люди.

А в Карелии, например, незакалённым делать нечего: и климат там суровый, и места охоты отдалённые: на авто не доедешь. Зато там с собой можно не брать питьевую воду: из любого ручья, речки можно спокойно напиться. Вода чистейшая! И вообще места хорошие, в основном пока не «освоенные цивилизацией». Хотя и там появляются следы пребывания отдыхающих. Я однажды спустя три года вернулся в одно место и не узнал: всюду горы мусора. Хотя у охотников, которых я знаю, у всех неписанный закон: забери мусор с собой или закопай. И по бутылкам никогда не стреляем: я всех своих приучил. Были такие инциденты, когда собака ранила лапы об осколки. Одного человека, такого стрелка, заставили заплатить за лечение. Другие это увидели. «Игрушки» подобного рода прекратились.

Медведь на обочине

- «АиФ- Владимир»: Ваши любимые охотничьи сезоны… 

- В.Ж.: Я охочусь все сезоны: не пропускаю ни одного. Весной – на гуся, вальдшнепа. Очень люблю охоту на селезней с подсадными утками: они у меня живут уже 17 лет. Потом, после перерыва начинается охота на «красную дичь»: перепел, дупель, гаршнеп.

И больше всего здесь интересна работа собаки. В нашей компании все – собаководы. И мы на отдыхе не травим байки, а делимся советами, как надо дрессировать собак. Я вообще больше уважаю охотников с четвероногим другом. Кто без собаки, тех называю «турЫсты», таким нужны поводыри. Пришёл на пеньке выпил, закусил, пострелял непонятно по кому и ушёл.

Дальше наступает сезон утиной охоты, затем – зайцы, лисы. Только сейчас зайцев стало мало. Поэтому в последний раз обнаружил двух зайцев, но отстреливать не стал – только дрессировал собаку. И вообще сезон на сезон не приходится, всегда по-разному. В прошлый сезон не добыли ни одного зайца, а с лисами было получше. Приходилось охотиться на кабана и лося.

- «АиФ- Владимир»: А на медведя?

- В.Ж.: В Карелию ездил два раза, но не получилось повстречать мишку. Я его искал в лесу, а он на обочине дороги у водителей клянчил угощение. Даже фотография у меня такая есть. Хочу поехать в Нижегородскую область: зовут друзья. В третий раз должно получиться. 

- «АиФ- Владимир»: А львы, тигры?

- В.Ж.: Я не любитель сафари-охоты. Для меня Владимирская область – как манна небесная. Всё что мне надо, найду здесь. 

- «АиФ- Владимир»: Чисто меркантильный вопрос. Как делите добычу?

- В.Ж.: По этому поводу не конфликтуем, делим всегда поровну. И законы охотничьи соблюдаем: голова и ливер принадлежат стрелку. Но, как правило, уже на охоте все вместе едим.

- «АиФ- Владимир»: А вы рыбак?

- В.Ж.: Непрофессиональный. Но на уху поймать могу. Пробовал и уху «из петуха». На охоте добыли гуся, а товарищи наловили плотвы. Сначала сварили птицу, потом добавили рыбу - получилось очень вкусно. 

Хобби стало работой

- «АиФ- Владимир»: Что для вас охота?

- В.Ж.: Сначала была увлечением, теперь стала делом жизни и даже работой. Мечтаю о питомнике, чтобы разводить охотничьих собак, воспитывать их, помогать другим людям в воспитании своих четвероногих питомцев. Сейчас веду такое строительство. Для желающих будет гостиница для собак, будут постоянно работать кинологи, эксперты, ветеринар. С собаками очень приятно работать, особенно с маленькими: радостно наблюдать, как несмышлёный комочек начинает что-то понимать, уметь, учится и растёт, превращается в умную, хорошую собаку, помощницу. С ней можно и поговорить как с настоящим другом и товарищем.

- «АиФ- Владимир»: А если возвращаетесь с охоты пустой, расстраиваетесь?

- В.Ж.: У нас такая компания: всех не интересует количество добытой дичи. Нас интересует качественная, «чистая» охота. Мы не продаём дичь, не делаем на этом деньги. 

- «АиФ- Владимир»: А кто занимается её приготовлением?

- В.Ж.: В нашей семье только я. Я ведь грузин: умею и очень люблю готовить. И, конечно же, с использованием специй. 

- «АиФ- Владимир»: Поделитесь каким-нибудь несложным рецептом…

- В.Ж.: Этот рецепт я изобрёл совершенно случайно. Поставил варить утку и уснул, а когда проснулся, она полностью разварилась. Итак, утку вымачивать несколько часов в холодной воде. Поменять несколько раз воду. Нарезать большими кусками. Отварить со специями до разваривания. Вытащить куски шумовкой, отделить кости. Мясо обжарить на сковородке с луком, морковью и т.п. по желанию. Подать с любым гарниром.

- «АиФ- Владимир»: Вы – охотник с огромным стажем. А что бы вы пожелали тем, кто мечтает стать охотником, или делает первые шаги…

- В.Ж.: Тому, кто мечтает – претворяйте мечты в жизнь, не откладывайте на потом. А тем, кто делает первые шаги, совет самый главный: найдите хороших надёжных спутников по охоте, а в дальнейшем и по жизни. Тех, кто научит не быть жадными и быть порядочными людьми в лесу: по отношению к старшим товарищам, сверстникам-новичкам, птице, зверю, самому лесу, нашей природе. 

 ДОСЬЕ

Вахтанг Акакиевич Жгенти родился во Владимире в 1968 году. Закончил школу № 15. Служил в пограничных войсках в Мурманской области. В настоящее время создаёт компанию, связанную с охотничьим собаководством. Вице-президент Владмирского областного клуба охотничьего собаководства «Deutsch-Drahthaar».

Смотрите также: