Со времени последнего этапа трансарктической экспедиции прошел год: время подвести итоги и начать реализовывать дальнейшие планы. О «северных» экспедициях и том, чем занимается путешественник в настоящее время, мы поговорили с Олегом Волынкиным.
Северные легенды
- «АиФ в Иванове»: Олег Викторович, как родилась идея экспедиций и почему именно на Север?
- Олег Волынкин: С детства у меня была мечта увидеть землю Санникова. Возможно, сказались детские впечатления от книг «Кратер Эршота» Вячеслава Пальмана и «Земля Санникова» Владимира Обручева. Земля Санникова - это остров в Северном Ледовитом океане, который видели несколько исследователей XIX века, на котором якобы когда-то жили первобытные люди. Поэтому я всегда стремился на Север. Реализовать детскую мечту мне удалось. В 2003 году мы предприняли полярную экспедицию, пройдя путем Колчака (море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, остров Беннетта). Александр Васильевич предпринял эту экспедицию с целью спасения барона Толля и трех его спутников, пытавшихся отыскать таинственную землю Санникова. Мы нашли стоянку пропавшей и погибшей экспедиции барона Толля. Это были обломки заброшенной избушки-поварни. На этом месте в память об экспедиции мы установили пятиметровый поклонный крест.
Во время этой экспедиции мы побывали и на месте, где, по легендам, существовала таинственная земля Санникова (по некоторым данным, группа местных островов в 1930-1940-е годы ушла под воду). До недавнего времени думали, что книги о земле Санникова - вымысел. Но оказалось, что роман академика Обручева - гениальное прозрение. В этих местах действительно когда-то было очень тепло и жили первобытные люди. На островах были обнаружены бивни мамонта и зубы динозавра, а также стоянка первобытных людей.
Ну а после этого удачного путешествия и родилась идея кругосветной арктической экспедиции на надувном парусно-моторном тримаране.
- «АиФ в Иванове»: Насколько я знаю, ваша профессия далека от путешествий и исследовательской деятельности?
- О.В.: Действительно, я окончил Ленинградский институт связи, работал директором городской телефонной сети. Но ходить в походы любил с детства: и в горы, и на реку. Постепенно это увлечение переросло в экспедиционную деятельность.
Тримаран - судно из трех надувных баллонов, его высота над водой - 50 сантиметров./Фото: из личного архива
Кругосветное кольцо
- «АиФ в Иванове»: Расскажите о знаменитой трансарктической экспедиции.
- О.В.: Проходила она в три этапа. На каждом этапе команда участников претерпевала изменения, но костяк сохранялся. Капитан Александр Леванов, боцман - Николай Давидовский, механик - Альберт Базлов и я - руководитель экспедиции.
Первый этап проходил с июня по октябрь 2005 года. Мы прошли из Анадыря до Архангельска вдоль всего северного фасада России: Берингово море, Чукотское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Карское море, Баренцево и Белое. Приурочен этап был к 90-летию открытия трассы Северного морского пути. В 1910-1915 гг. развернулась активная деятельность русской гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана под командованием Вилькицкого. На суднах «Таймыр» и «Вайгач» он, пройдя эту трассу, открыл много новых земель. Мы побывали на всех островах, которые открыл Вилькицкий.
Второй этап был организован с июля по сентябрь в 2007 году по тем местам, где во время Великой Отечественной войны немцы топили гражданские суда. Сведения мы получили из немецких архивов. Мы прошли от Архангельска вдоль Новой Земли, земли Франца-Иосифа, Шпицбергена и вернулись в Архангельск, нанося на карту координаты гибели советских судов, и в память о погибших опускали на воду венки.
Досье | |
---|---|
Олег ВОЛЫНКИН - путешественник, председатель Ивановского регионального отделения Русского географического общества. Родился в 1954 году. Окончил Ленинградский институт связи. На протяжении многих лет занимается научно- исследовательской деятельностью в районах Крайнего Севера. Автор двух книг и 14 документальных фильмов, 7 из которых - участники и лауреаты международных фестивалей. |
Третий этап был самым трудным. Он длился шесть месяцев, до октября 2011 года. Мы два раза были в крайне сложной ситуации, один раз разбивались о скалы, а под конец экспедиции один двигатель вышел из строя. Мы прошли из Плеса в Санкт-Петербург, а затем вдоль берегов Гренландии и Канады, завершив экспедицию в Анадыре и, таким образом, замкнув кругосветное кольцо.
На третьем этапе мы изучали трассу Северо-Западного прохода, которую 3 года открывал Амундсен. Много интересного оказалось на территории Полярной Канады. Нравы и обычаи местного населения будут описаны в книге, которая выйдет в следующем году. Здесь мало городов - в основном поселки городского типа. Но в Канаде действует такая мощная социальная программа, что живущие здесь люди не собираются переезжать. Здесь огромное количество детей, ультрасовременные школы. Местные жители работают менеджерами, экономистами в крупных фирмах через спутниковую связь…
- «АиФ в Иванове»: Тримаран, на котором вы совершали экспедиции, что собой представляет?
- О.В.: Это три надувных баллона, деревянная настил-палуба из еловых жердей, увязанных парашютными стропами. На палубе авизентовая рубка, где три спальных места. На палубе также располагаются 2 дизельных двигателя и парусное вооружение. Под парусами мы шли при попутном ветре в целях экономии топлива. Высота тримарана над водой - около 50 сантиметров. Так что нас неоднократно захлестывало водой.
- «АиФ в Иванове»: Что больше всего поразило на Севере?
- О.В.: Пожалуй, насыщенная цветовая гамма. Принято считать, что Север - это белое и темно-синее. Но льды там переливаются пурпурными, оранжевыми, ярко-синими, фиолетовыми, желтыми цветами. А северные сияния - просто чудеса!
- «АиФ в Иванове»: Какие эмоции владеют человеком во время экспедиций?
- О.В.: Там не до эмоций. Экспедиции - это, прежде всего, тяжелая работа. Это борьба за жизнь. Это многочасовые вахты, работа с приборами, видео- и фотосъемка, записи…
- «АиФ в Иванове»: Во время экспедиций было опасно?
- О.В.: Постоянно. Я не устаю повторять, что Арктика - это льды, штормы, бивни и когти. Во время бури водой окатывает с ног до головы. Если смоет с судна - в ледяной воде выжить невозможно. Опасен животный мир. Нам часто встречались белые медведи. В Чукотском море в полном тумане мы высадились на льдину и увидели, как медведей 20 пируют над тушей растерзанного моржа. Мы успели сделать видеосъемку и доблестно удрали с этого места. Но самыми опасными являются моржи. В море Лаптевых мы также в тумане подошли к берегу, чтобы пополнить запасы пресной воды, и воткнулись в моржовое стадо. Вожак дал команду боевым моржам нас окружить. Они выныривали около судна, фырчали. Мы умудрились запустить двигатель и опять же удрать. Еще бы 5 минут, и все бы закончилось плачевно: 2-3 удара в тримаран, и люди бы оказались в воде, а там достаточно одного удара бивнем…
После завершения экспедиции я около трех месяцев учился спокойно спать - сказывалось постоянное нервное напряжение во время путешествия.
Воспитание молодежи
- «АиФ в Иванове»: Вы осуществили свои «северные» мечты, а сейчас чем занимаетесь, собираетесь ли снова в экспедиции?
- О.В.: С 2010 года по предложению Исполнительной дирекции Русского географического общества я возглавляю Ивановское региональное отделение Русского географического общества. Сейчас в наших рядах 96 человек: педагоги, географы, этнографы, биологи, археологи и просто люди, которые желают заниматься историей и географией. Хочется, чтобы наше общество стало такой общественной организацией, которая бы приносила пользу обществу и городу. Мы занимаемся научной деятельностью. В ходе экспедиций собран большой материал по Северу - планируем выпустить книги.
Немало внимания наше общество уделяет работе с молодежью. В это лето для ребят кадетских корпусов имени адмирала Невельского и фельдмаршала Шереметева мы организовали историографическую экспедицию «Связь времен и поколений», приуроченную к 200-летию Отечественной войны 1812 года и борьбе советского народа в годы Великой Отечественной войны. Ребята побывали в местах ожесточенных боев: Полоцк, Клястицы, Бобруйск, Смоленск, Бородино, возлагали венки к монументам, отдавая честь погибшим за Родину воинам.
В следующем году планируем организовать для ребят палаточные лагеря, на реках Волга и Лух провести вёсельную практику. А для старших ребят будет организована практика на Онежском озере и Белом море на корабле «Соболец».
Что же касается экспедиций: я думаю, что изучением Севера я буду продолжать заниматься, но мои путешествия уже не будут носить такой масштабный характер.
Смотрите также:
- Потухшие огни победы. «Вечный» огонь зажигают только раз в году →
- Как вести себя на льду? И не допустить трагедии →
- Символ Победы. Зажгутся ли «Вечные огни»? →