«Современные дети самостоятельны, самодостаточны, имеют своё мнение, порой лучше взрослого разбираются в компьютерных технологиях. Но у них нежная, ранимая душа. Им нужны забота и любовь», - отмечает Новикова.
Детская душа
Татьяна Баланцева, vlad.aif.ru: - Татьяна Алексеевна, почему решили стать учителем?
Татьяна Новикова: - Это осознанный выбор и обдуманное решение. Мне повезло со своими учителями. Помню Ирину Перевезенцеву, Валентину Циркину. Их отношение к нам, детям, во многом и определило мою будущую профессию. Я получила профильное образование, молодым специалистом пришла работать в коррекционный класс ивановской гимназии № 44. Там учились ребята, у которых какие-то отклонения в здоровье или проблемы в семье. Помню девочку, в доме у которой случился пожар. Ребёнок испытал сильнейший стресс и нервное потрясение. Психологи посоветовали перевести её в коррекционный класс. Но потом у девочки всё наладилось. Именно в этом я и вижу свою цель: помочь детям найти себя, принять и понять окружающих. Уже больше 10 лет работаю в 56-й школе. В этом году ко мне вновь придут первоклашки.
Т.Б.:- Насколько профессия учителя востребована сейчас?
Т.Н.: - Мне известно, что в этом году в ивановском педагогическом училище среди абитуриентов был конкурс - 4 человека на место. По моему наблюдению, престиж профессии возрождается. Но выпускникам педучилища я хочу сказать, что работа с детьми - это огромная ответственность, не менее, чем у врача. Мы работаем с человеческой душой и права на ошибку не имеем.
Т.Б.: - Зарплата не отпугивает?
Т.Н.: - Это в 90-е годы зарплаты у учителей были мизерные. Начиная с 2000-х ситуация изменилась к лучшему. Сейчас пусть небольшой, но рост зарплаты есть. И она стабильная, что очень важно в период экономического кризиса. Большой плюс и в том, что теперь для школьных педагогов предусмотрели стимулирующие выплаты. А молодым учителям положены свои надбавки.
Т.Б.: - Какие качества нужны начинающему учителю?
Т.Н.: - Современное общество быстро меняется. Сейчас ценятся мобильность, устойчивость к стрессовым ситуациям, грамотность в информационной сфере, умение самостоятельно принимать серьёзные и ответственные решения, умение ставить цель и достигать её, пусть на первых порах с помощью взрослого. Этому педагог и должен учить детей. Соответственно, первое и основное качество учителя - это любовь к детям, умение найти с ними общий язык.
На языке доверия
Т.Б.: - А какие они, нынешние ученики?
Т.Н.: - Конечно, не такие, какими были мы и наши дети. Они самодостаточные, самостоятельные, у них есть своё мнение. У них современные высказывания, они активно общаются в социальных сетях, умеют многие компьютерные вопросы решить лучше учителя. Но по отношению друг к другу ведут себя не так доброжелательно, как хотелось бы. Стараюсь приучить их к доброте. Чему мы, взрослые, их научим, такими и будут.
Т.Б.: - Наверняка у детей наблюдаете хвастовство, гордыню: «У меня сотовый телефон круче, а у тебя дешёвый». Сейчас культурные ценности часто подменяют материальными благами...
Т.Н.: - Я говорю на собрании: нужен самый обычный телефон. И на лице родителей видна благодарность: спасибо, что это сказал учитель. Вот качественные канцтовары гораздо нужнее. А дорогой мобильный телефон для первоклассника - это всегда повышенный риск.
Т.Б.: - Спрашивали учеников начальных классов, кем они хотят быть?
Т.Н.: - Проводила опрос. Ответы очень разные. Поразило признание первоклассника: хочу, как мама, быть массажистом. Выбирают и благородные профессии: врач, учитель, космонавт, архитектор, спасатель. В основном, ребята берут пример с родителей. Кстати, именно от участия мам и пап в жизни школьника, особенно первоклассника, во многом зависит его успех в будущем. Начало учёбы закладывает основу отношения ребёнка ко всем последующим видам обучения, основу его личностного роста.
Т.Б.: - В первый класс - всей семьёй?
Т.Н.: - Совершенно верно. На первом же собрании я прошу родителей поддержать ребёнка, помочь ему. Предлагаю работать в связке «учитель-родитель». Только во взаимопомощи будут результаты. И всегда говорю: есть вопросы - подходите в индивидуальном порядке. Не будьте безразличны. Но не будьте и слишком критичны и строги. Не сравнивайте своего ребёнка с одноклассниками. Дети совершают ошибки и могут легко расстроиться. Важно воспитывать у них чувство уверенности в себе, поощряя при этом настойчивость. Заметили успехи в обучении и развитии своего ребёнка - поделитесь ими с педагогом. Эта бесценная информация поможет учителю улучшить план обучения ребёнка. Общаться нужно на языке доверия.
Сытые и довольные
Т.Б.: - Какие трудности подстерегают юных учеников?
Т.Н.: - Это физическая и умственная нагрузка. Кроме основных уроков, есть так называемая внеурочная деятельность. У меня это программа «Развивающее естествознание». Рассматриваем вопросы по химии, физике, биологии, окружающему миру. А ещё на базе начальной школы есть объединение «Весёлый светофор». Очень увлекательная и полезная программа по изучению дорожных знаков, правил пешехода. Создаём агитбригаду юных инспекторов дорожного движения. Ребята не просто сами изучают азбуку безопасности на дороге, но в виде театрализованных постановок делятся своими знаниями с другими учениками.
Т.Б.: - Получается, в школе первоклассники проводят полдня?
Т.Н.: - Много времени проводят. Поэтому ученик, в первую очередь, должен быть сытым. Много лет на горячее питание в школах действует городская дотация. Для начальной школы 20 рублей с каждого завтрака и обеда оплачивает город.
Т.Б.: - А во вторую очередь?
Т.Н.: - Выспавшимся, спокойным, довольным. Бывают такие ситуации, когда ученик приходит из дома невыспавшийся, вялый или, наоборот, агрессивный. Он устал. А я его спрашиваю, хочу, чтобы он ответил, хорошо выполнил письменное задание. Ребёнок может огрызнуться, нагрубить одноклассникам. С одной стороны, он и сам понимает, что устал, и на него давит нагрузка. А поделать ничего не может: компьютерные игры возбуждают азарт. И полночи он снова проведёт за монитором или с планшетом.
Т.Б.:- Что посоветуете?
Т.Н.: - Если появилась компьютерная зависимость, а родители видят это, пусть отвлекут ребёнка от гаджетов. При необходимости можно обратиться за помощью к психологу. Ведь психологический настрой ребёнка резко ухудшается. Попробуйте сменить приоритеты. Например, сходите вместе в библиотеку. Дети читают мало. Хотя мы даём рекомендации на лето, предлагаем список литературы. Конечно, школьнику проще прочитать не весь рассказ или повесть, а только часть, напечатанную в учебнике. Важно выработать у ребёнка любовь к книге. Я прошу родителей помочь в этом.
Правильный настрой
Т.Б.: - Для большинства детей 31августа - «чёрный день календаря»: каникулы закончились, нужно снова в школу. Уныние и сожаление. Насколько важен настрой на учёбу?
Т.Н.: - Правильный настрой - половина успеха. 1 сентября - это праздник. Ученики приходят нарядные. Школа организует торжественные линейки. Ежегодно мы готовим для учащихся игры по станциям. Выбираем тему, составляем маршрутный лист. В каждом кабинете - какая-то станция: весело, интересно, пробуждает азарт.
Т.Б.: - Будут особые пожелания накануне Дня знаний?
Т.Н.: - Образование стоять на месте никак не может. Оно должно идти в ногу со временем, быть достойным наших детей, качественным. Поэтому важно, чтобы правительство обращало внимание на эту сферу не только к 1 сентября, а постоянно. А ученикам, их родителям, своим коллегам хочу пожелать успехов в новом учебном году, крепкого здоровья. Родителям - терпения, внимания и любви к своему ребёнку. Не бойтесь проявлять свои чувства по отношению к детям. Погладить по голове, прижать к себе не так ведь сложно. Некоторые школьники говорят: у нас так дома не принято. Но если ребёнок знает, что его любят, тогда ему будет проще - и учиться, и жить.