Чем они руководствуются, делая выбор? Как не ошибиться? И можно ли потом с наименьшими потерями провести профессиональную корректировку?
Подстёгивает страх
В последнее время среднее профессиональное образование становится более востребованным, чем раньше, говорят в профильном ведомстве.
- На смену когда-то популярным специальностям приходят более востребованные у работодателей и потенциальных абитуриентов профессии. За последние 4 года в профессиональных образовательных организациях открыли 8 новых специальностей в сфере транспорта, лёгкой промышленности, переработки сельскохозяйственной продукции, информационных технологий, радиотехники. Это стало возможным благодаря региональной программе модернизации системы профессионального образования, помощи работодателей и поддержке федерального бюджета, - отмечает заместитель начальника департамента образования Ивановской области Марина Князева.
В области разработана концепция профориентационной работы со школьниками. С учениками 9-11-х классов, воспитанниками Детских домов и школ-интернатов ведут информационно-разъяснительную работу, рассказывая о востребованных на рынке труда профессиях. И выпускники активнее выбирают среднее профессиональное образование.
Многих, как они признаются в анкетировании, прельщает возможность быстрее зарабатывать. А сегодня в числе социальных партнеров колледжей - более 280 предприятий и организаций различных форм собственности. То есть о будущем трудоустройстве можно не переживать.
По признанию самих абитуриентов, вторая причина выбора в пользу среднего специального образовании - это страх провалить экзамены и не поступить в вуз.
Разумный компромисс
- Как известно, «каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу...» У людей разные приоритеты, запросы и критерии выбора. И возможности у всех разные. Бывает, человек ощущает, что родился, к примеру, врачом, и ничего с этим поделать нельзя. Независимо от будущей зарплаты. Моя знакомая в своё время поступила в медицинский институт с 3-й попытки (невероятный был конкурс), 2 года готовилась к вступительным экзаменам и работала санитаркой в больнице, потом там же проходила практику. Сейчас она уважаемый, известный в городе врач. Но между первым и последним фактами - 20 лет труда. Далеко не сразу высокооплачиваемого, - говорит заведующая кафедрой русского языка и методики преподавания Ивановского государственного университета, доктор педагогических наук профессор Ирина Сотова.
По её словам, денежный фактор очень важен. Надо же стать независимым, содержать как минимум себя, наконец, семью кормить. Рано или поздно молодой человек должен задать себе вопросы: что я могу? На что способен? Как буду обеспечивать себя и близких?
- Для кого-то единственный критерий - высокая зарплата. Он готов «наступить на горло собственной песне», лишь бы платили. Работает ради дохода, а выражает себя в семье, в хобби. Другой не возьмётся за рутину ни за какие деньги. Ведь на работе проходит большая часть жизни! Но большинство людей находит разумный компромисс. Сначала колледж, чтобы скорей начать работать и содержать себя. Потом, если есть стремление к развитию, - вуз, - рассуждает Ирина Сотова.
В идеале, хорошо бы иметь несколько профессий. Добавить к высшему образованию способность делать что-то руками, пройти дополнительную специализацию, освоить новую профессию. Пусть жизнь меняется - такому человеку ничего не страшно.
Комментарий
Алиса Банникова, выпускница 2016-го года, студентка НИУ ВШЭ (г. Москва):
«Когда-то моя мама сказала: «Мы с тобой можем рассчитывать только на себя. У нас нет стартового капитала и «подушки безопасности». Все, что у нас есть, - это твоя голова! В неё мы и будем «инвестировать». Что бы ни случилось, с тобой останутся твои знания. Они помогут выжить и заработать хотя бы на хлеб. А потому - учись, дочка, а я буду помогать, чем смогу!». Маму я послушала, и о своём выборе ни разу не пожалела».