Без фотографии на фоне Золотых ворот не обходится ни одна свадьба. Да и каждый турист, наверняка, увозит с собой изображение белого «богатыря» в камне, стоящего прямо посреди проезжей части центральной улицы Владимира.
Жители областного центра давно воспринимают памятник как часть городского ландшафта. Водители ругаются из-за пробок у ворот, молодёжь отдыхает на Козловом валу. А Золотые ворота безмолвно «наблюдают» жизнь города, как и 850 лет назад. В преддверии чествования «юбиляра» мы встретились с генеральным директором ОАО «Владспецреставрация» Александром СКВОРЦОВЫМ, который рассказал нам о страницах истории «золотого» символа города.
«Живая» летопись
Лариса Майорова, vlad.aif.ru: - Когда ворота впервые упоминаются в летописи?
Александр Скворцов: - Хочу сказать, с самого начала это было военно-оборонительное сооружение. Летописное сведение о постройке относится к 1164 году. Помимо оборонных целей, ворота имели триумфальный характер. Они были парадным входом в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Также через них испокон веков проходил транспортный путь. Кстати, поэтому я против устройства здесь пешеходной зоны. Есть легенда о строительстве Золотых ворот. Когда работы подходили к концу, а строительные леса разобрали, своды ворот внезапно обрушились и погребли под собой 12 человек. Очевидцы не сомневались, что люди раздавлены насмерть под тяжестью камней. Андрей Боголюбский приказал принести чудотворную икону Божией Матери и обратился к небесной покровительнице с молитвой о несчастных. Завал расчистили и нашли людей живыми. В честь случившегося чуда князь повелел устроить над Золотыми воротами белокаменную церковь Положения риз Богоматери.
Л.М.: - Много ли трагедий «запомнили» эти стены?
А.С.: -У ворот было много чёрных страниц в истории. В 1238 году они пострадали от нашествия монголо-татар. Захватчики отказались от замысла войти через ворота, им удалось прорваться правее от ворот, где сейчас водонапорная башня. В 1410 году разорил Владимир татарский царевич Талыч. Частые опустошительные пожары и нашествия врагов значительно исказили облик Золотых ворот. В 1469 г. у ворот разрушился верх. Ремонтировалась надвратная церковь под руководством архитектора Василия Ермолина. В 1609 году боярин Матвей Плещеев перекинулся на сторону Лжедимитрия I. Владимирцы помогали освобождать Москву. Была осада города, боярин из артиллерийских орудий расстреливал ворота прямой наводкой. В 1649 году по указу царя Михаила Фёдоровича московский зодчий Антипа Константинов составил смету на починку врат, но восстановительные работы были начаты только в конце XVII века. В 1778 году ворота горели. Несколько лет спустя часть валов, примыкавших к стенам Золотых ворот, была срыта для проезда транспорта. Чтобы ворота «не расползлись», к углам пристроили контрфорсы (подпорки) в виде круглых башен. Переложили заново из старого камня и своды ворот, а на них возвели новую церковь из кирпича, освящённую в 1801 году. В таком виде Золотые ворота и дошли до нас. Существует легенда о том, почему убрали часть валов: как-то в город приехала Екатерина II. Её карета была настолько большой, что не смогла проехать сквозь арку Золотых ворот.
Дары зодчих
Л.М.: - Были ли ценные находки при реставрации?
А.С.: - С самого начала Золотые ворота были белокаменными. Арка из белого камня сохранилась с XII века. Мы, реставраторы, пытались показать, где заканчивается белый камень и начинается кирпич. В 1987-1989 годах при художественной реставрации на сводах мы обнаружили фрагменты фресок XII века на военную тематику: просматривались кони, всадники, шлемы, кольчуги. Сейчас вы это не увидите, всё скрыто от людских глаз. В те годы у хулиганья было модно стрелять горящими спичками вверх, от чего загоралась побелка. Поэтому мы заделали фрески жидким раствором и побелили. В любой момент при необходимости их можно показать. Копии фресок хранятся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
Л.М.: - Существуют ли традиции или легенды, связанные с Золотыми?
А.С.: - Свадебная традиция у Золотых ворот появилась сравнительно недавно. В СССР этого не было. Я не вижу в этом ничего плохого. Правда, случалось, что бутылки шампанского разбивали прямо о стену. Существует легенда о золотых створах. Спасая драгоценные створки от хана Батыя, горожане утопили их в Клязьме. Согласно альтернативной версии, реликвия спрятана в одной из городских стен или покоится в подземном тайнике под фундаментом. Местоположение пластин до сих пор остаётся загадкой. Эта легенда исторически не подтверждена, нет достоверных летописных источников.
Л.М.: - Как вы относитесь к новшествам, например, приделать к ним створки?
А.С.: - Плохо я к этому отношусь. Не надо делать декорацию из того, что представляет большую ценность. Пусть лучше памятник архитектуры дышит историей и древностью.
Л.М.: - Как белокаменный памятник попал в список ЮНЕСКО?
- Я сам разрабатывал проект. Было трудное время в денежном отношении. Страна находилась на грани распада. Мы приняли все меры, чтобы успеть включить памятник в список ЮНЕСКО. Нам пошло навстречу Министерство культуры СССР, выделили средства. Мы быстро оформили документацию. Требования у ЮНЕСКО жёсткие, возникла трудность с аэрофотосъемкой. Мы договаривались с авиабазой в Соколе, я сам снимал сверху Золотые ворота. Общими усилиями мы вовремя успели передать документы. В 1992 году на очередной сессии они включили Золотые ворота в свой список.
Золотые ворота во Владимире | Фотогалерея
Золотые ворота во Владимире | Фотогалерея
Вандализм изживает себя
Л.М.: - Как часто реставрируют ворота?
А.С.: - За состоянием белого камня надо следить, чтобы он не разрушался. Владимиро-Суздальский музей-заповедник периодически проводит ремонтно-реставрационные работы. Я с воодушевлением воспринял новость об отмене большегрузного транспорта на улице, где они стоят.
Л.М.: - Помните ли случаи вандализма?
А.С.: - Вспоминаю историю 2000-х годов. Хулиганьё каким-то образом проникло во внутристенную лестницу ворот и нарисовало граффити. Мы выехали на место в экстренном порядке. Проблема в том, что это была химическая краска, она трудно выводится, проникает в поры белого камня и быстро разрушает его. Нам удалось специальными растворами краску вывести. Но раньше «автографы» оставляли чаще. А сейчас, думаю, пришла культура понимания. Так по всему миру. Например, я был в Вероне в Доме Джульетты: у входа на ограде висит специальная доска для признаний, чтобы посетители не портили памятник. Значит, и здесь этим «грешили». Но помню и случай, когда даже на фреске Андрея Рублёва увидел надпись «катя+вася=любовь». Что это за традиция такая, на памятнике оставить память о себе?
Л.М.: - Почему запрещён проезд через арку?
А.С.: - Мы защищаем белый камень специальными известковыми растворами, которые накладываем тонким слоем. Это для того, чтобы видеть рельеф кладки. Выхлопные газы оседают и разъедают нашу профилактическую побелку, проникают в структуру камня. Это опасно.
Л.М.: - Почему на воротах есть иконы?
А.С.: - На въезде и при выезде из города всегда были поклонные кресты. А на воротах - иконы. На Золотых воротах мы видим современные иконы. С одной стороны Иисус Христос, с другой - икона Владимирской Богородицы.
Л.М.: - Когда в воротах появился музей?
А.С.: - Его открыли в 60-е годы прошлого века. До этого в Золотых воротах был архив, в контр-
форсах - склады. В городской Думе в XIX даже рассматривали проект, чтобы сделать на воротах водонапорную башню. К счастью, этого не случилось.
Л.М.: - Что символизируют Золотые ворота?
А.С.: - Это символ мужества, героизма, самопожертвования. Золотые ворота простоят ещё долго, 850 лет - это не «приговор».