МПЗ всегда был окутан ореолом особой секретности. Знали только, что на заводе делают взрывные устройства, а о том, что для них существуют испытательные полигоны, можно было догадаться по регулярному дребезжанию стекол в домах прилегающих микрорайонов.
Языком цифр | |
---|---|
В ходе оперативных мероприятий совместно с сотрудниками полиции и УФСБ изъяли 1726 граммов вещества, предназначенного для производства взрывчатки, 213 граммов другого вещества, также пригодного для производства взрыва, 91 метательный снаряд, стартовый заряд к гранатомету, 78 электродетонаторов, 138 капсул детонатора, 49 взрывателей, 3 головные части противотанковых боеприпасов. |
Сегодня, когда многое перестало быть секретным, можно сказать, что на заводе есть две территории – самого завода и сжигательного полигона. Его до осени 2011 года охраняли военные – батальон внутренних войск МВД РФ – по всей форме – с оружием, наблюдательными вышками, следовой полосой. Несколько лет назад завод сменил статус – из государственного оборонного предприятия перешел в… акционерное общество. Сменился и генеральный директор. Начали сокращать штат, в том числе и в охранной службе. С декабря прошлого года и завод, и сжигательную площадку охраняет военизированная охрана (ВОХР) ЗАО «РТ-ОХРАНА».
ВОХР в народе именуется «вохрушками». Здесь большей частью работают женщины из окрестных деревень. Были случаи, когда беременные «вохрушки» работали на охране предприятия до самого отпуска. Но осмотр периметра завода осуществляет и мобильная группа, периодически проезжая по территории. В остальное время контроль осуществляется при помощи мобильной связи.
Фото: Людмилы Кузнецовой
Несуны, как и на любом другом предприятии, на МПЗ были всегда. Классический вариант – перебросить через забор продукцию завода, здесь применить нельзя, но взрывчатые вещества все равно как-то выносили. Со сбытом проблем не было. Продавали местным рыбакам для глушения рыбы.
Комментарий | |
---|---|
Как сообщила пресс-служба УФСБ по Владимирской области, 15 ноября возбуждены два уголовных дела по факту обнаружения взрывных устройств и взрывчатых веществ на территории полигона этого предприятия. Боеприпасы остались на полигоне из-за неправильно проведенной утилизации. Уголовные дела возбуждены по ч.1 ст.222 УК РФ (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств). Дознанию предстоит установить возможную причастность и степень вины лиц, допустивших нарушения при утилизации взрывчатых веществ и боеприпасов. |
На вопрос, почему завод отказался от услуг военных по охране испытательного полигона, заместитель гендиректора по кадрам режиму и охране Сергей ГРИШИН ответил, что военные перестали охранять завод в связи с Постановлением Правительства РФ от 26.07.11 № 617. Сам Сергей Васильевич якобы предлагал отдать военным под охрану всю территорию завода, включая проходные и склады. Когда ему стало известно о том, что на смену военным придет частное охранное предприятие, он написал несколько писем в различные инстанции, в которых предупреждал о возможных негативных последствиях такого решения. На его письмо ответил только губернатор Владимирской области Николай ВИНОГРАДОВ. Губернатор написал, что обратился за разъяснениями к главнокомандующему внутренними войсками МВД РФ Николаю РОГОЖКИНУ. Тот ответил, что вопрос охраны предприятия решает Правительство России. Будет постановление охранять – будут охранять, будет постановление прекратить охрану – ее снимут.
Гришин признает, что с уходом военных охрана предприятия стала значительно слабее. В целях экономии убрали КПП со шлагбаумами. По его словам, серьезных ЧП до недавнего не случалось. Если и были попытки что-то вынести с территории завода, то это цветной металл, 200-300 граммов меди.
Тем не менее, особо ушлые «предприниматели» (в том числе и дети) из примыкающих к полигону деревень пробирались в запретную зону и подобрали всё, что «плохо лежало».