Езиды – кто они?
Ёще десять лет назад жители Владимирской области даже слыхом не слыхивали об этой нации.
– Стало немного обидно, что почти никто не знает о древнейшем народе, о его традициях и культуре, – рассказывает председатель правления езидской национальной региональной общественной организации Владимирской области «Месопотамия» Самвел Мстоян. – И я решил это изменить.
Так 4 апреля 2014 года появилась «Месопотамия».
– Наша история насчитывает порядка семи тысяч лет. Жили мы тогда и сейчас между реками Тигр и Евфрат. Именовалась эта территория месопотамией, то есть междуречьем. Отсюда и название организации. Теперь езидские земли распределены между Турцией, Ираном, Сирией и Ираком, – пояснил Самвел Саидович.
Езидская религия – шарфадин – зародилась ещё до нашей эры, и она в некотором плане близка христианству.
– В своё время я побывал в Вифлееме, в храме Гроба Господня. У него круглый купол, а внизу изображено солнце. И раз в год оно освещает все уголки храма, – поясняет Самвел Саидович. – Мы не отрицаем никакую религию, но и в свою никого не пускаем. Поэтому езидом стать нельзя, им нужно родиться.
К слову, солнце – это главный символ езидского народа, олицетворяющий свет во всех смыслах.
Сейчас в России, по сведениям Мстояна, насчитывается порядка 150 тысяч езидов. Во Владимирской области их около 700.
– И все они трудятся во благо общего дома, которым для них стала владимирская земля. Например, у нас работает врач с золотыми руками Тенгиз Садоян, а Миша Абасян дороги строит, сами понимаете, без них никуда, – говорит Самвел Саидович.
Старший сын
К семье Абасян корреспондент «АиФ-Владимир» и направился в гости. Мишу застать дома достаточно сложно: работа не ждёт. Поэтому встретились мы ранним субботним утром.
Что у езидов радушия и гостеприимства не отнять, я поняла сразу, когда возле приготовленного мною диктофона на столе появились фрукты, сладости, чай…
– Я родился в 1964 году в Армении, в небольшом селе Аруч Арагацотнской области. Папа Шабаб заведовал в колхозе фермой, а мама Ася была на хозяйстве.
Несмотря на то что в семье было четверо детей (все – сыновья), жили в достатке. Мальчики ходили в школу, где изучали армянский и русский языки, а после школы гуляли с местными армянскими ребятами.
– О разности национальностей никто тогда не говорил. Вышел на улицу – и стал как все, – говорит собеседник.
После школы Мишу ждали армия, потом сельскохозяйственный техникум, где он отучился на агронома.
– Во время учёбы – я тогда был молодой, красивый – женился! Всё было строго по езидским традициям.
Во-первых, пару Мише искали родители. «Отбраковав» несколько невест, он остановился на Наталье.
– Приехали к ним знакомиться. Родители девушки уже догадывались, с какой целью мы пришли… И чтобы рассеять все сомнения, мой дядя попросил Наталью принести воды. По традиции если стакан выпивают до дна – это знак: девушка приглянулась. Вот и дядя всё выпил, – рассказывает собеседник.
Потом договорились, когда сторона невесты примет сватов. Как правило, в этот день девушке и её родне привозят подарки – сладости, украшения. А через несколько месяцев играют свадьбу.
Яблоки для невесты
Торжество длилось три дня. Первый – подготовительный, когда готовили угощение, на второй день собирались гости. И только на третий ехали за невестой.
– К этому дню в доме жениха наряжали дерево благополучия – вещали на него сладости, фрукты как символ достатка будущей семьи. А потом друзья жениха забирали невесту. Она привозила с собой украшенную подушку, олицетворяющую крепкую и счастливую супружескую жизнь, – объяснял Миша.
Жених, в свою очередь встречал избранницу не жаркими объятиями, а… яблоками, которыми с высоты в неё кидал.
– Чтобы жена впредь была послушной! Таким способом он ей напоминает о грехопадении Евы! – говорит наш герой.
Но в доме мужа невеста не становилась «звездой праздника». Она садилась за накрытым за занавеской столом отдельно от жениха. Лишь ближе к концу свадьбы выходила на свой танец – гованд, своего рода хоровод, который исполнялся с другими гостями.
Сейчас же обычаи уходят в небытие, и невеста в ресторане спокойно сидит рядом со своим женихом.
После торжества новоиспечённая невестка не имела права даже разговаривать с новыми родственниками мужского пола (кроме мужа). Свои желания приходилось объяснять жестами. Такой «испытательный срок» мог длиться и месяц, и несколько лет. И только когда все удостоверились, что девушка стала хорошей супругой, ей разрешалось вступать в беседы.
Кстати, в доме Абасян эта традиция частично сохранилась.
– Невестки никогда при мне не станут ни пить, ни есть. Если рядом с нами в комнате находится, к примеру, внук, она обратится к нему: мол, передай дедушке это и это. Если вдвоём – скажет мне, но тихонечко и опустит глаза в пол, – рассказывает Миша.
Причём Миша не требует подобного поведения, это поведение, говорит он, выбор жён его сыновей.
И в дождь, и в снег
Но вернёмся в 90-е. После окончания техникума наш герой успел отработать по профессии всего лишь год. Потом грянула перестройка, и Абасян решил перебраться в Россию, где на тот момент во Владимирской области жил его дядя.
– Переехали мы во Владимир с женой и тремя детьми. Дядя помог устроиться на стройку. Начинал с обычного разнорабочего. Потом был строителем, крыл крыши, затем занялся предпринимательской деятельностью, открыл продуктовый магазин, но дело не пошло, – рассказывает он.
В 2019 году Миша вернулся в строительную сферу. На этот раз занялся возведением дорог.
– Трассу Владимир – Суздаль тоже мы расширяем. Раньше на праздники в Суздале какие пробки собирались, а сейчас гости без проблем смогут добираться до города! А это очень важно, особенно сейчас, когда в наш регион едут туристы.
Поэтому работать приходится в любое время года, несмотря на жару холод, дождь и снег.
По словам Абасяна, суздальская дорога уже доделана, осталось только поставить остановки и сделать поребрики.
На счету бригады, которую возглавляет Миша, десятки новых дорог – значит, тысячи водителей смогут комфортно и безопасно добраться до пункта назначения.
– Я считаю свою работу очень важной и полезной для своего региона, который стал для меня второй родиной. И даже возвращаясь после отпуска во Владимир, чувствую, будто бы все, кого вижу, мне родственники, – говорит Миша. – Не знаю, смог бы я жить в другом месте, кроме Владимирской земли…