Не первый год такую цель ставят перед собой ребята из театра эстрадных миниатюр «Пятак», который уже много лет веселит и радует зрителей клуба ЗАО «Муром». Сегодня наш гость – его руководитель Павел Костицын.
- «АиФ-Владимир»: Павел, расскажите о своем коллективе.
- Павел Костицын:Творческий коллектив «Пятака» - Константин Брагин, Никита Костиков и Артем Чижов (он сейчас в армии), другие ребята. Мы выступаем в жанре эксцентрики и музыкальной пародии. Репризы готовим сами. На сцене мы уже много лет, а вне огней рампы – хорошие друзья. Не раз ходили в походы по Владимирской области. Так сложилось, что начало маршрута всегда одно - у поселка Костенец Селивановского района. Это местный промышленный центр - карьер по добыче щебня. А практически уже за забором предприятия – «тайга», совершенно девственные места. По неписаным правилам, на маршруте мы пользуемся единственным навигационным прибором – обычным механическим компасом. Мобильники, конечно, есть – но лишь на крайний случай. Путь можно определять и по охотничьим приметам, если их знать.
Лесные ловушки
- «АиФ-Владимир»: По какому принципу выбираете маршрут?
- П.К.: Отсюда в первый раз мы стартовали несколько лет назад. Когда закончился поход, поняли, сколько всего еще не успели посмотреть. Пошли на второй год. Но до сих пор так и не смогли полностью познать эти заповедные места. И каждый поход – экстремальный, неповторимый, полный опасности и приключений.
В прошлом году было очень жарко. Это только кажется, что в городе, на асфальте, жара переносится хуже. При 30-ти градусах и испарении после дождя в поле с высокой травой, как в тулупе в бане. Сложнее всех первому, который буквально проминает путь в травяном лесу. Поэтому первопроходец постоянно менялся. Расклад еды и воды на весь поход. А это только воды как минимум полтора литра на день. По дороге неожиданно набрели на болото. Сразу же вспомнился фильм «А зори здесь тихие», в котором одна из героинь так и не смогла выбраться из вязкой ловушки. С каждым шагом ноги по колено уходят в топь, каждый шаг вперед – неизвестность и реальная опасность.
Испытанием для нас стал заброшенный карьер. Когда-то здесь добывали щебень, но с тех пор на дне котлована выросли большие деревья. Их макушки сровнялись с краями. В общей зеленой массе карьер стал естественной западней. Одно неосторожное движение – и ты уже на глубине нескольких десятков метров, со всеми вытекающими последствиями. Наше счастье, что никто не сделал этого смертельного шага.
В лесу вообще очень легко попасть в ловушку в совершенно неожиданных местах. Мы расположились на берегу прозрачного озера, оно манило своей нетронутой чистотой и свежестью. Как не искупаться в хрустальной Костянке?! Вошли в озеро… Но вода вдруг из прозрачной сделалась мутной, дно потеряло прочность. Выбирались из трясины с большим трудом. Вывод сделали все – в лесу ничему нельзя доверять, ориентируясь только на внешний вид.
- «АиФ-Владимир»: Все-таки как вы обходитесь без навигационных приборов?
- П.К.: Любой путешественник или просто «лесной» человек знает множество примет, по которым можно найти нужное направление. А наш старенький компас – самый лучший путеводитель. Но иногда подводят и они. Заблудится в лесу легко. Лес умеет водить по кругу даже бывалых людей. Кажется, ты идешь по новой дороге, но в итоге приходишь на старое место. Вот и мы однажды заплутали вокруг одного места и никак не могли вырваться из заколдованного круга. Только после того, как разделились и пошли в разные стороны, нашли нужные ориентиры.
Досье | |
---|---|
Павел КОСТИЦЫН родился 25 марта 1980 года. Инженер ЗАО «Муром», руководитель театра эстрадных миниатюр «Пятак» при клубе предприятия, руководитель походов этого коллектива по Селивановскому району, цель которых – изучение истории родного края. Женат, воспитывает дочь. |
Заблудиться в лесу опасно, еще опаснее встретить зверя. Наша дорога пошла по «кабаньему» пути. Характерные свиные рытвины и следы были везде. Это означало, что зверь мог появиться в любую минуту. Из оружия у нас только нож, а рассчитывать на мирные намерения вепря не стоило. Очень некстати вспомнились рассказы местных жителей о том, как стая кабанов на глазах очевидцев порвала охотника - дикие свиньи несколько раз подбросили бедолагу вверх. Другой житель из окрестной деревни, спасаясь от кабана, двое суток просидел на дереве. На ночь в тот раз мы встали лагерем, когда убедились, что поляна относительно безопасная. Но для надежности по всему периметру поставили фонари, светящие по направлению в лес по принципу «часового». Тогда нежданные гости не видят, кто у костра, а свет отпугнет диких зверей.
Деревни-призраки
- «АиФ-Владимир»:А населенные пункты вам встречались?
- П.К.: Да, но только те, которые существовали 200 лет назад. Мы шли по карте такого «возраста». Я ее нашел совершенно случайно. По ней мы подошли к необычному населенному пункту. В любой деревне или поселке дома всегда располагаются рядами, напротив друг друга. В этой они стояли в форме каре. Наверное, это было ярмарочное место или предназначенное для каких-то других массовых действ. Но реально на том месте уже не сохранилось ни одной постройки – только поле с высокой травой. Мы постояли на том месте, где 200 лет назад была деревня. Прислушались к звенящей тишине и – знаете - словно уловили далекие голоса, скрип телег, гогот гусей…
- «АиФ-Владимир»:Чем запомнился поход этого года?
- П.К.: Стартовали, как всегда, у поселка Костенец, под мелким дождем. Думали, что он особо не помешает, но уже через час пути рюкзаки за спиной потяжелели вдвое, обувь и одежда промокли, стали натирать. С каждым шагом путь становился все тяжелее. Но самое главное препятствие, которое сопровождало на протяжении всего пути, – мошкара и комары. Средства действовали 3-5 минут, а потом гнус снова набрасывался и лез повсюду, прокусывая даже два-три слоя одежды. Со временем мы перестали на них реагировать, но накусанные части тела к вечеру сильно распухали.
Дома в заброшенной деревне. Кажется, сюда вот-вот вернутся хозяева./Фото: из архива Павла Костицына
Разработка маршрута этого года, как всегда, началась еще с прошлой осени. Я просмотрел много всякой литературы и выяснил, что в прошлом веке (а может, и раньше) по этим местам проходил почтовый тракт. Развязка этого пути, который когда-то соединял несколько населенных пунктов, была возле заброшенной деревни. Она и стала нашим первым ночлегом. Деревня встретила пустыми домами. Но ставни и двери на ветру хлопали так, словно деревня была жилая. Заглянули в окно одного из домов: мебель и вещи сохранились в хорошем состоянии, на веревках сохло белье. Казалось, что люди куда-то ушли и скоро вернутся. Деревня-фантом, деревня-призрак навеяла неприятное ощущение. Разбить палатку решили подальше от домов – между деревней и погостом. Всю ночь прислушивались к жуткой тишине и подтрунивали друг над другом, что хозяева возвращаются.
В лесу или в поле знающий человек может увидеть много того, что для непосвященного закрыто. Еще одну деревню, которая встретилась на пути, можно было просто не заметить. От нее не осталось ни одного остова, ничего, что напоминало бы о жилище. Только старая карта да заросли садовых деревьев и кустарников говорили о том, что когда-то здесь жили люди. Это подтвердило и странное сооружение, на которое мы наткнулись прямо в лесу. Кирпичный остов, среди руин которого – достаточно хорошо сохранившийся крест. Вспомнилась легенда, которую слышал от селян, что какой-то крест несколько веков назад спас местных жителей от мора. Может быть, это именно он? Но трогать находку не стали. Это еще одно неписаное правило – не брать того, чего ты сам не оставлял.
- «АиФ-Владимир»:Довольны результатами похода?
- П.К.: Мы хотели испытать себя и увидеть заповедные места глазами того времени, когда здесь жили люди. Мы это выполнили. Если бы мне предложили бесплатно поехать в какую-нибудь Турцию или заплатить деньги за такой вот поход, я бы, не раздумывая, выбрал второе.