Этого человека можно увидеть и в новой роли очередного спектакля, и в рабочем халате, с молотком и плоскогубцами в руках. Лакинцы привыкли, что для Вячеслава Дмитриевича всё, что касается театра, одинаково важно.
Людмила Потребина, vlad.aif.ru: - Когда вы сыграли свою первую роль?
Вячеслав Волков: - В четвёртом классе. Жил тогда с родителями в Новочебоксарске, и учительница ставила с нами весёлую сценку, как 3 бабушки обсуждали своих внуков. Одну из этих бабулек мне и довелось сыграть. В той же школе я начал заниматься хореографией - с первого класса. В 1969 г. перебрались в Лакинск. Именно здесь замечательные учителя - Зоя Алексеевна МАКАРОВА, Людмила Ивановна ПОЛЕНОК - привили мне любовь к литературе. Когда был в 10-м классе, районная газета «Коммунист» впервые напечатала моё стихотворение - «Дороги».
С красным дипломом
Л.П.: - Но вы выбрали профессию художника?
В.В.: - Мечтал после 8 класса поступить в театральное училище, занимался в драмкружке. Но я увлекался чуть ли не всем на свете, и учёбе уделял не самое пристальное внимание. Результат - много троек, и я побоялся, что с такими оценками не поступлю. Пошёл во Мстёрское реставрационное училище, которое закончил с красным дипломом. Меня сразу зачислили в творческую группу местного предприятия. Вскоре призвали в армию. Служил в Академии химзащиты, художником. Наладил связи со столичным литературным объединением, познакомился с писателями. Часто ходил в театры - благо, мои командиры не только отпускали, но даже покупали мне билеты.
После службы работал во Мстёре вместе с супругой-однокурсницей.
Л.П.: - Как получилось, что вернулись в Лакинск?
В.В.: - Во Мстёре нам обещали жильё в строящемся доме. Но прошёл год, другой… и мы переехали в Лакинск. Устроился в воинскую часть, где обещали жильё. Занимался всем на свете. Как раз начался перестроечный сумбур, но мы успели получить «однушку».
Л.П.: - Наверное, тяга к творческой деятельности заставила уйти?
В.В.: - Не только. Как-то пошёл в местный Свято-Казанский храм, который реставрировали, и предложил свою помощь. Батюшка Александр КУЗНЕЦОВ поручил мне изготовить выносной крест. Вечерами на кухне работал над ним. Когда отдавал батюшке, он вручил мне 350 руб. А я на «военке» получал 140 в месяц! Батюшка позвал работать в храме, благо, его реставрация была в разгаре.
«Отметился» в бизнесе
Л.П.: - А правда ли, что вы и предпринимателем были?
В.В.: - Это связано с моей основной специальностью по диплому - художник. Я как раз был тогда без работы, и друзья убедили, что спрос на лаковую миниатюру есть. Мы создали небольшое предприятие - «Русские лаки». Основное производство было в Александрове. Работали главным образом над заказами швейцарского миллионера - делали упаковки для драгоценных ожерелий. Но время было непростое, предприятие распалось. Работал на автозаправке, на стоянке.
Л.П.: - Как же вы стали актёром, а затем и режиссёром Народного театра?
В.В.:- Дело в том, что в театре я играл в свободное время ещё с 1983 г. Меня позвал сюда знакомый. На стоянке я получал тогда 5 тыс. руб. Меня заверили, что эти деньги я получу и в ДК. Моей заботой здесь стали не только афиши, но и декорации к спектаклям. Позже меня убедили взяться за постановку спектаклей - стать режиссёром.
Поскольку актёры Народного театра - любители, не получающие за свои роли денег, то нередко они обижаются, если им долго не достаётся ролей. Ведь энтузиазм нуждается в поддержке. И я попробовал сам писать пьесы - чтобы люди были максимально заняты. Наш зритель оценил их. Пишу и сценарии для новогодних постановок и других праздников. У нас, например, традиционно отмечается Натальин день, связанный с Суворочкой - дочь знаменитого полководца жила когда-то в Ундоле (старое название Лакинска). Зрители к нам ходят практически одни и те же: не будешь ведь для них ежегодно повторять один сценарий! Приходится писать новые. Главное - людям нравится.
Л.П.: - Угодить зрителям проще, чем найти желающих сыграть роль: не каждый готов что-то делать бесплатно. Кто же играет у вас?
В.В.: - Студенты и школьники, пенсионеры и полицейские, охранники и продавцы, оператор котельной и воспитатель интерната; есть даже предприниматель. Правда, часть энтузиастов работают в Москве, и даже для репетиций нужно выбрать время между сменами и дежурствами, чтобы коллектив был в сборе.
И смеются, и плачут
Л.П.: - Наверное, бывают ситуации, о которых долго вспоминают и актёры, и зрители?
В.В.:- А как же! Как-то ставили пьесу, где главную роль играла руководитель одного из детских коллективов ДК Ирина КОНДРАТЬЕВА. Ей досталась роль симпатичной свинки, которая была влюблена в своего хозяина. Спектакль заканчивался тем, что свинку, как водится, зарезали. И один из юных зрителей заплакал на весь зал: «А что, завтра у нас не будет репетиции? - спрашивал он сквозь слёзы. - Ведь Ирину Эдуардовну зарезали!»
Л.П.: - Интересно, что у вас в театре играют не только руководители кружков и творческих коллективов ДК, но и вахтёры, рабочие и т.д. Не хватает «актёров»?
В.В.: - Бывает и такое, особенно когда речь идёт о мужских ролях. Но чаще желание участвовать в спектакле появляется у самого человека, который, придя на работу в ДК, проникается царящей здесь атмосферой творчества. Так, Галина МИТРОФАНОВА пришла когда-то завхозом. Играть в театре начала ещё при его создателе Андрее ЦЕХАНСКОМ. Сейчас она на пенсии, но остаётся актрисой нашей труппы вот уже 55 лет. Много лет насчитывает и театральный стаж Евгения ХРУЛЁВА, другого нашего ветерана.
Василий БУХТОЯРОВ работал здесь плотником. Ходил с инструментами, делал своё дело, напевая что-то. Как раз ставили «Воробьиную рощу» Вампилова, где один из героев должен был спеть. Уговорили, но сами не рады были: на репетиции он даже текст читал, запинаясь. Но уже на премьере играл так, что выделялся среди остальных. А скоро повезли этот спектакль в санаторий «Русский лес» близ Собинки. Волновались, ведь там отдыхают в основном москвичи: бывают и генералы, и профессиональные актрисы преклонных лет. Но сыграли замечательно, и особенно дружными аплодисментами зрители наградили Бухтоярова. «Они даже не заметили, что я вошёл в дверь, а вышел в окно», - вспоминал потом Василий Михайлович, как запутался в декорациях.
Если приложить руки…
Л.П.: - Оформление спектаклей - тоже ваша забота?
В.В.: - А куда деваться? Как-то на одном из областных конкурсов увидел у коллег из Мурома на афише фамилии рабочих сцены: 4 человека! Мы об этом и не мечтаем: у нас весьма скромные материальные возможности. Поэтому выкручиваемся, как можем. Что-то из дома приносим. Я, например, принёс из дома своей матери разные чугунки, ухваты, старинный сундук, колесо от телеги, половики: всё пригодилось. Приносят и наши актёры, сотрудники ДК. Не стыжусь признаться, что иной раз и на помойке нахожу то, что нам нужно - как для недавней постановки «К нам едет ревизор». Нашёл там старинные настенные часы. Обновил их - пригодились профессиональные навыки. На сцене во время спектакля часы произвели такое впечатление, что один предприниматель даже просил продать их. Но я не отдал: ещё пригодятся театру! Такова же судьба старинного дивана и ещё многих вещей.
Л.П.: - «К нам едет ревизор» - это по Гоголю?
В.В.: - По мотивам Гоголя, но - на современный лад. Зрителям очень нравится, когда в постановках мы обыгрываем какие-либо явления местной жизни, иронизируем над местными политиками или чиновниками. Так и в этой постановке герой, которого звали Фадей Львович Городничий, очень напомнил им одного из прежних руководителей города, который без меры экономил на культуре.
Л.П.: - Не «достают» вас за такие сценарии?
В.В.: - Придраться к сцене из спектакля сложно: кому же хочется признать, что узнал себя?!
Л.П.: - А как у вас хватает времени на поэтическое творчество?
В.В.: - Это - непреодолимая тяга души: ничего не могу с собой поделать! Бывает, что-то приходит в голову на сцене, или - когда по выходным играю в футбол со «старичками»: было время - мы защищали футбольную честь города на областных состязаниях. А ночами снятся стихи.
Л.П.: - Сегодня авторам непросто издать своё творение, а у вас это получается…
В.В.: - Кое-что издал за свой счёт. Но нахожу и поддержку. Я сотрудничаю с издательствами из Нижнего Новгорода, Барнаула и Москвы. Так вот, нижегородские партнёры нашли возможность издать мои пьесы сами: видимо, спрос на них есть не только в нашем театре.
Л.П.: - Многогранность натуры ко многому и обязывает. Кто ваш самый строгий судья?
В.В.: - Моя жена. Она всю жизнь подстраивается под меня. Права: я почти забросил профессию художника. А душа тоскует по ней: может, когда-нибудь вернусь…
Смотрите также:
- Ё-мобиль на третьем месяце. Владимирцы проверили чудо-автомобиль на прочность →
- В Иванове шесть лет существует «Клуб любителей 21-й Волги» →
- «Я не ругачая!» →