Выставка включает в себя его живописные и графические работы разных лет из собрания Ивановского художественного музея. Две любимые «морозовские» темы – ранняя весна и Верхняя Масловка - звучат в большинстве из них, и это не случайно.
- Весна и ее первый месяц, воспетые многими пейзажистами как время радостного начала и расцвета жизни природы, у Морозова приобретают иное звучание. Для него март – это начало его жизни (месяц его рождения), начало сложное, не всегда радостное. В детстве желание деревенского мальчика из бедной многодетной семьи стать художником сделало его чужим среди родных, а в молодости, во времена учебы в Москве во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские - прим. автора) – он стал «чуждым элементом» в среде студентов из-за нежелания «быть как все», - рассказывает сотрудник художественного музея Лариса БАШКОВА, - и в то же время, «жизненная пасмурность» перебивалась и согревалась яркими, как лучи мартовского солнца, моментами радости. Пока жил в Иваново-Вознесенске, таким светом была первая влюбленность и учеба в Рисовальной школе, когда переехал в Москву – увлечение балетом.
Многие, особенно ранние – 1930-х годов - весенние пейзажи Морозова не поражают яркостью и буйством красок, они решаются автором в серой, темно-зеленой, грязно-белой, терракотово-коричневой гамме. Он рисует грязный подтаявший снег, черные стволы и сучья еще не оживших после морозов деревьев, дома, сараи, заборчики, проседающие под шапками тяжелого мокрого снега, небо, закрытое облаками. Почти нет в его пейзажах «весны нарядной», хрестоматийно-красивых лесных видов, и названия работ также просты и лаконичны. Зато в его многочисленных «Оттепелях», «Окраинах», «Весенних днях» есть чувство, сильнейшая романтическая эмоция, переданная через изображение деревьев с ветвями по ветру и быстро проносящихся по небу туч. Даже если видимые признаки движения в пейзаже отсутствуют, зрителя не оставляет ощущение напряженной, эмоционально заряженной тишины, готовой взорваться в любую минуту.
Тема Масловки - это, по сути, тема дома, близкого художнику мира. Он любил Масловку за то, что здесь была его первая московская квартира, точнее, комната в двухэтажном доме на территории Городка художников, и за то, что она - в 1930-х годах практически окраина Москвы - соответствовала его представлению о гармоничном, уютном, не подавляющем человека пространстве повседневной жизни, и за то, что напоминала родной Иваново-Вознесенск своей деревянной застройкой.
Два любимых Морозовым мотива вызвали к жизни десятки живописных полотен и графических листов, ставших украшением собрания Ивановского художественного музея и крупнейших музеев и галерей России.Досье
Досье
Александр Морозов (1902-1997) – русский художник, родился в деревне Вотопа Ивановской области. Свой творческий путь начинал в Иванове. После окончания Иваново-Вознесенской рисовальной школы работал на текстильных предприятиях города. В 1922 году художник уехал в Москву, где продолжил обучение и творчество. За годы своего творчества он создает огромное количество работ, объединенных в серии: «Волжская», посвященная Кинешме, индустриальные пейзажи «канал имени Москвы», «Подмосковные пейзажи», «Северный и Южный порты». В 1969 году Морозову было присвоено звание заслуженного художника РСФСР. В 1979 году за серию пейзажей «Родные мотивы» получил звание лауреата Госпремии им. И.Е. Репина. В 1992 году получил звание народного художника России. Уникальную коллекцию своих работ Морозов завещал в дар городу Иванову с условием, что в доме, где он жил, откроют музей его памяти. Музей был открыт в Иванове в 2001 году.
Смотрите также:
- В Палатах Владимира открылась выставка "зимних" картин из собрания Русского музея →
- Неравнодушный мастер. В Иванове открылась выставка Бориса Мутовкина →
- Ивановские художницы показали, что такое «женская» живопись →