В Палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника на прошлой неделе открылась уникальная выставка живописи из собрания Государственного Русского музея. Шедевры маститых художников середины XIX – XX века объединила зимняя тема.
На выставке представлены 48 произведений отечественной живописи из одного из самых авторитетных художественных музеев страны. Захватывает дух от одного только перечисления имен художников: Архип Куинджи, Алексей Саврасов, Константин Маковский, Юлий Клевер, Борис Кустодиев, Игорь Грабарь, Константин Юон, Петр Кончаловский, Александр Герасимов.
Зима в творчестве русских мастеров кисти – многозначный образ, который порой рождает в душе прямо противоположные чувства: от ощущения сказки и праздника до одиночества и бесприютности. Особенно чутки к восприятию колорита зимы были русские импрессионисты. Белый снег у Витольда Бялыницкого-Бирули перестаёт быть белым: он вбирает все оттенки – неба, холодного зимнего солнца, тёплого дерева – и становится перламутровым. А на полотнах Константина Юона и Бориса Кустодиева снег – идеальный фон, позволяющий создавать многоцветье праздничной толпы, её настроение.
Широко представлен на выставке городской пейзаж. Зимние краски сдерживают колорит, делают его почти аскетичным в композиции Владимира Денисова «Мансарды (Зимний городской пейзаж)» (1917), тонким лиризмом проникнуты работы Георгия Верейского «Под старыми липами» и «Васильевский остров» (1927). Утопающим в золотистых лучах зимнего солнца изобразил Вячеслав Пакулин Ленинград в пейзаже «Зима. Мойка» (1943) – противостоящий трагической реальности блокады.
Наиболее занимательны жанровые картины. С удивительной достоверностью передана атмосфера монастырского уклада с его неизменными патриархальными традициями на полотне И.С. Горюшкина-Сорокопудова «Приезд боярина в монастырь» (1912). Уютом и теплом веет от произведения П.П. Кончаловского «Катенька у окна» (1936).
– Зима для русского человека – понятие особенное, – рассказывает Светлана МЕЛЬНИКОВА, директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника. – Как искусство эпохи Возрождения могло родиться только в солнечной Италии с ее голубым небом, так и проникновенные картины русской зимы могли создать только русские художники.
Русская зима – она очень разная. И это видно из представленных на выставке полотен. В картине Константина Юона «Троицкая лавра зимой» изображена зима роскошная, обрядовая. Лошади, разносчики вкусностей, одетые в тулупчики дети – все это ушедшая зима. А есть другая зима – вьюжная, зима 1941 года. Картина Петра Кончаловского «Катенька у окна» напоминает, что зима – детское время. Это Новый год, Рождество, елки и подарки. Каждая картина пробуждает эмоции, воспоминания, чувства, а это значит, что художник до нас достучался.
По словам скульптора Игоря ЧЕРНОГЛАЗОВА, председателя владимирского отделения Союза художников России, тема русской зимы интересна не только в России, но и во всем мире. В это же самое время в немецком Эрлангене – городе-побратиме Владимира, владимирские художники представляют выставку своих работ под названием «Русская зима».
– Каждая из картин – окно в мир художника, – делится своими впечатлениями Владимир МИОДУШЕВСКИЙ, главный режиссер Владимирского театра кукол. – Здесь мы видим 48 окон в мир разных по степени таланта и энергетики мастеров.
Слава Богу, что есть художники! Они напоминают нам, что надо смотреть не только под ноги и не только в окошечко кассы, но и вокруг себя! Благодаря художникам мы начинаем смотреть на природу.
Организаторы выставки надеются, что в канун новогодних и рождественских праздников выставка «Русская зима из Русского музея» станет для владимирцев особо дорогим подарком, доставит истинное удовольствие всем любителям прекрасного.
В соседнем с выставкой зале установлен большой стол с принадлежностями для рисования. Пока взрослые посетители не спеша осматривают живописные полотна, дети могут изобразить зиму такой, какой они видят ее.
КСТАТИ
Привезти подобную выставку во Владимир стоило организаторам немало хлопот. Требовалось убедить министерство культуры в необходимости этой выставки, располагать достаточными средствами, чтобы застраховать художественные произведения. Пристальное внимание было уделено перевозке и приемке картин. Работы принимала комиссия, в которую входили лучшие реставраторы владимирского музея. Когда выставка закончится и уникальная коллекция отправится в Санкт-Петербург, не менее пристрастно каждую картину будут рассматривать реставраторы Русского государственного музея.