Дорогу музыке! Владимирский композитор предрёк будущее Денису Мацуеву

Авторский концерт владимирского композитора, пианиста, профессора музыкального факультета ВлГУ, заслуженного деятеля искусств РФ, председателя творческого объединения композиторов-любителей Владимирской области пройдёт в начале ноября в стенах родного факультета. 

   
   

Сергей Зубковский с женой/ Фото: из личного архива

Юбиляр с музыкой не расстаётся, он и разговаривает, напевая. А к серьёзной, в общем-то, дате своего рождения относится с юмором: «Порой проснусь утром и думаю: неужели 75? Нереально! Кажется, совсем недавно Гнесинку закончил, а ведь полвека прошло. Одно огорчает - на встречу выпускников приехали немногие….»

Главное, чтобы это было нужно

Ольга Шевченко, vlad.aif.ru:- Сергей Ростиславович, в Академии музыки имени Гнесиных вы, наверняка, учились с известными ныне музыкантами. Например?

Сергей Зубковский: - Конечно! Мои однокурсники - Давид ТУХМАНОВ, Иосиф КОБЗОН и многие другие известные музыканты. С Иосифом жили в одной общежитской комнате № 76, вместе на картошку ездили. Он у нас в колхозе бригадирил. Ходил в гимнастёрке и сапогах, энергичным был парнем!

О.Ш.: - И сейчас общаетесь?

   
   

С.З.: - Редко. Последний раз мы встречались на концерте Юрия БАШМЕТА, в оркестре которого играл мой сын. Как только Кобзон стал депутатом Госдумы, дозвониться до него практически невозможно. Но мне всё же удалось. Я предложил ему исполнить мою «Крылатую песню», она ему понравилась, и мы начали работать. Знаете, у него феноменальная память - мелодии запоминает моментально!  

Иногда доводится концертировать с сыном Игорем - тоже известным музыкантом/ Фото: из личного архива

О.Ш.: - Тухманов, Кобзон, Башмет… Чем ваше поколение музыкантов отличается от нынешнего?

С.З.: - Наша молодость - это время споров физиков и лириков, время массового увлечения поэзией. Отсюда у нас трепетное отношение к слову и к поэтам - это и есть главное отличие от молодых музыкантов, которые кладут на музыку чаще тексты, а не стихотворения. 

О.Ш.: - С кем из известных поэтов вы дружите и творите? 

С.З.: - Могу назвать много имён! Это владимирцы Алексей ШЛЫГИН, Дмитрий КАНТОВ, Борис ГУСЕВ, в соавторстве с которым родилась моя первая песня для детей, Михаил ПЛЯЦКОВСКИЙ, Валентин БЕРЕСТОВ, на его стихи у меня есть цикл детских песен.

О.Ш.: -  В вашем авторском багаже - фортепианные пьесы, хоровые произведения, песни, романсы. Но особой любовью у слушателей и исполнителей пользуются произведения для детей. Они звучат в исполнении ведущих детских коллективов страны, известны за рубежом. А ведь музыка для детей - это особый жанр. Чем он привлекает вас?

С.З.: - Дети - народ искренний, отзывчивый и благодарный. А у меня 2 сына, которых природа наградила абсолютным слухом. Они были первыми слушателями и исполнителями моих детских песен, которые уже потом вошли в репертуар детских хоров. Например, «Майская песенка» на стихотворение Владимира МАЯКОВСКОГО. С ней была целая история! На областном прослушивании её не приняли - стихи не понравились (!),  но на Всесоюзное радио сразу взяли, там её исполнил детский хор Попова. В программу своего юбилейного концерта я тоже включил детские песни и фортепианные произведения. Исполнит «Тарантеллу», например, Настя БОЛГАРЕВА. Очень талантливая девочка, лауреат многих премий международных конкурсов юных исполнителей и  ученица моей супруги Марии Леонидовны.  

О.Ш.: - Ваш юбилей - это праздник для всех - учеников, поклонников вашего творчества, коллег, друзей и родных. Что новенького вы для них приготовили?

С.З.: -  Возраст, слава Богу, к творчеству не имеет отношения, хотя, не скрою, некоторая лень порой одолевает (смеётся). Так что премьеры обязательны! В соавторстве с Владимиром ПЕРФИЛЬЕВЫМ мы создали «Память о Париже» - нежное романтическое произведение с ностальгическими нотками. Надеюсь, понравится слушателям и, прежде всего, женщинам. 

О.Ш.: - Вы решили участвовать в конкурсе на  создание гимна Владимирской области. Работа на заказ - это, по-вашему, тоже творчество?

С.З.: - Что же это, если не творчество? А Чайковский, а Бетховен и Моцарт? Масса великих музыкантов создавали произведения и на заказ в том числе. Когда ты точно знаешь, что твоя музыка будет исполнена, что она кому-то нужна, тогда появляются дополнительные силы. А если речь идёт о песне, то очень важно, чтобы стихи были хорошими. Тогда мелодия рождается легко, работается с удовольствием!

Между попсой и классикой

О.Ш.: - Вы приверженец и пропагандист классической музыки, в том числе как соведущий программы «Музыкальный калейдоскоп» на областном радио. Считаете ли вы, что попса не имеет права на существование? 

С.З.: - Скажу так: попса и только попса - это плохо. Конечно, вещи, которые сделаны хорошо и талантливо, приятно слушать, независимо от жанра. Но оставаться в одном жанре - значит  обкрадывать себя. Это всё равно, что читать одни только детективы. Со мной как-то случай был: в больничной палате работало радио. Запел мой любимый Лемешев, и вдруг сосед по палате подскочил и, ругаясь, выключил приёмник. Меня поразило не столько его невежество, сколько агрессивность. Понятно, что воспринимать классику не каждый способен. Нужно иметь если не музыкальный слух, то хотя бы начальное музыкальное образование и воспитание.  И очень обидно слышать, что из  школьной программы собираются исключить уроки музыки и пения. Наши знаменитые музыканты высказываются против, но услышат ли их те, кому должно? 

О.Ш.: -  Сергей Ростиславович, сейчас очень популярны различные аранжировки классических произведений. Как, по-вашему, они способны «заражать» классикой, побуждать к ней? 

С.З.: -  Современные аранжировки существовали во все времена (Бах был отличным аранжировщиком оригинальной итальянской музыки). Они всегда служили и служат средством пропаганды классики, хотя сами аранжировщики порой даже не подозревают об этом.  А вот, к примеру, Денис МАЦУЕВ делает по-другому. В свои концерты он, кроме классических произведений, включает импровизации на темы классики в разных стилях. И публика, а на его концертах бывают люди разного возраста и статуса, принимает его игру восторженно! Кстати, Денис любит бывать во Владимире, он не раз признавался, что именно владимирские композиторы дали ему путёвку в жизнь. На самом деле, в 1998 году молодой музыкант впервые приехал к нам и выступил в концертном зале имени Танеева. Тогда он как раз собирался участвовать в Международном конкурсе имени Чайковского. Я был поражён его игрой, восхищён его исполнительским талантом и, можно сказать, предсказал ему победу. И звезда Дениса Мацуева действительно взошла после его блистательного выступления на конкурсе в Московском зале консерватории.  

Бах в супермаркете

О.Ш.: - Вы - единственный преподаватель, работающий на музыкальном факультете со дня его основания.  Какие они, ваши сегодняшние студенты?

С.З.: - Разные. К сожалению, часть из них приходят учиться ради диплома, преподавать музыку не хотят, а мечтают о работе в какой-нибудь коммерческой структуре. И в голове  у них такая каша! Дениса Мацуева ещё знают. А вот, кто такие Светланов, Рихтер, не знают, считают, что Рахманинов был современником Чайковского. Могу объяснить их невежество только пробелами в воспитании. Их родители слишком заняты собой и заботой о хлебе насущном. К счастью, есть и такие как (теперь уже выпускник факультета) Елисей КАРПОВ - одарённый пианист и разносторонне развитый юноша. Общаться  с такими молодыми людьми, как он, - одно удовольствие!  И всё же я уверен, что музыка  облагораживает человека, нужно только дать ей дорогу, иначе произойдёт «одебиливание» нации. Хочется, чтобы в общественных местах, из радиопрёмников, с телеэкранов люди слышали настоящую музыку. Вот в Америке, например, в супермаркетах звучат Вивальди, Бах… А что у нас? У нас же всё решает пресловутый рейтинг. 

О.Ш.: - Неужели всё так безнадёжно?

С.З.: - Нужна политическая воля. А её наверху не видно и видно не будет до тех пор, пока там сидят такие, как дебошир и лицемер депутат Госдумы Андрей ИСАЕВ. Был он у нас в университете как-то, признавался, что мечтает якобы вернуться в профессию педагога. Правильно ему ответили: «Вряд ли вас устроит наша зарплата». Знаете, я прочитал недавно, что во времена французской революции заработная плата депутатов была равна  заработной плате рабочего. Вот оно - равенство!  Словом, вся надежда на власть на местах. Как говорил Александр СОЛЖЕНИЦЫН,  Россия начнётся с провинции, когда будет не менее 40 городов, равных столице.  

Досье

Сергей Зубковский родился 25 октября 1938 года в Симферополе. В 1963 году закончил Академию музыки имени Гнесиных в Москве. Преподаёт на музыкальном факультете ВлГУ со дня его основания в 1966 году. Ныне профессор кафедры эстрады. Женат, имеет двоих сыновей.  Один из победителей читательского конкурса к 35-летию «АиФ». 

 

Смотрите также: