Примерное время чтения: 14 минут
410

Александр Пипа: «Сейчас поводы для бунта приходится придумывать»

Фестиваль в Полтаве/ фото: Romko Suc

Шесть лет назад дороги Пипы и «ВВ» разошлись, но был ещё нашумевший проект «Борщ», а сейчас Александр Пипа «рулит» группой «@Traktor» (читается как «аттрактор», в физике – точка притяжения), играющей весьма необычную музыку (и это мягко сказано). Приехать в Киев и не встретиться с Пипой – профессиональное журналистское преступление, которые мы совершать не стали.

- «АиФ – Владимир»: В Интернете можно почерпнуть, что вы «ветеран», «легенда» и «клёвый чувак». Как вам там, на этой недостижимой высоте?

Александр Пипа: Нормально. С тех пор, как перестал в телевизор засовывать лицо, спокойно могу ездить на метро и ходить по улицам, и отлично себя при этом чувствую. Раньше тоже мог, но всё время то автографы просили, то пану Олегу Скрипке приветы норовили передать.

Фото: из архива Пипы

- «АиФ – Владимир»: А как же - все артисты стремятся к известности?

А.П.: Так, чтобы не пройти по улице без охраны – к этому стремятся поп-музыканты. Они пытаются накрыть максимальную аудиторию, в том числе людей, которым их музыка абсолютно пофиг, но зато те их видели в телевизоре. И – «О! Смотри, пошёл не помню кто, но я его где-то видел». А рок-музыканты, даже очень известные, - так их элементарно можно встретить в баре - за стойкой случайно пересечься, это абсолютно нормально. Я в Париже в Центре Жоржа Помпиду встретил вокалиста самой известной французской рок-группы «Noir Desir». Он ходил по городу, и никто к нему даже не приставал. А такие высокопарные слова как «легенда», «динозавр» - это всегда преувеличение. Я себя так не чувствую. (смеётся)

- «АиФ – Владимир»: Некоторые ваши поклонники возмущаются, что интервью у вас теперь чаще, чем выступления.

А.П.: Не, интервью в последнее время тоже редко.(улыбается). Музыка у меня некоммерческая, поэтому и выступлений мало. Я прекрасно знаю, как сделать, чтобы у меня их было много. Для этого надо изменить стиль, я знаю, в какую сторону, и умею так играть, но мне это не интересно. Сейчас вообще в шоу-бизнесе помимо «топ-обезьян» из телевизора, середнячки, которые раньше как-то могли прокормиться музыкой, уже не могут. С продажи альбома – само собой, потому что сейчас принято воровать музыку любимых артистов. И концертов тоже стало меньше, причём, во всём мире. В Европе, Америке с запретом на курение в общественных местах массово начали закрываться клубы, в которых была рок-музыка, потому что в них просто перестали ходить люди.

Фестиваль в Полтаве, прошедший 2 июня/ фото: Romko Suc

- «АиФ – Владимир»: Не знаю, как на Украине, а у нас сейчас популярно слушать что-то из фолка, джаза. Панк-рок, кажется, остался на рубеже тысячелетий.

А.П.: С элементами фолка – это вообще беспроигрышный вариант, я бы сказал, «жлобский ход» (шучу). Этой моде 17 лет. Если хочешь по всему миру ездить, по фестивалям, надо обязательно с дудками, с аккордеончиками, с национальным колоритом - желательно балканским. На тебя будут смотреть, как на медведя с балалайкой, конечно… Но при этом тебя будут приглашать. А по поводу панк-рока – я когда только начинал им заниматься, не слушал ни «Sex Pistols», ни «Dead Kennedys». Придумал для себя, что такое панк-рок… Так потом, когда послушал «Sex Pistols», мне это показалось какой-то попсой голимой. А то, что называется панк-роком сейчас, так мне, честно сказать, даже хочется от этого отмежеваться. Может быть, в моём понимании, но это не панк. Особенно такое чудовищное явление как поп-панк! Это сейчас играет во всех американских сериалах под титры. Панк – это для меня бунтарская музыка. Я сейчас «включу» «ветерана» (смеётся).

Когда я был маленький и слушал громко немецкий панк-рок, старшее поколение говорило: «Ну, что это такое? Грюкает что-то, кричат на непонятном языке. Вот в нашу юность был Магомаев, Клавдия Шульженко. Мелодия, слова, хороший голос. А то, что ты слушаешь – вообще непонятно что». И точно так же я себя сейчас чувствую. В наше время была панк-музыка громкая, на расстроенных гитарах, с хриплым голосом, с матюками. А сейчас какое-то «ля-ля-ля, ля-ля-ля», всё какое-то причёсанное, одинаковое, стандартизированное. Неинтересно. Взяли моё любимое понятие «панк» и вот так испохабили… В последнее время, когда меня спрашивают, в каком стиле играю, говорю – громкую музыку.

«Родители почему-то поддержали мое увлечение музыкой»/ Фото: из архива Пипы

Пионерский бунт

- «АиФ – Владимир»: Вы увлеклись тяжёлой музыкой ещё в школьные годы. Каким образом советский школьник мог осознать себя как панка?

А.П.: Всё-таки, на это существовали радиоприёмники и «вражеские голоса» с музыкальными передачами. То же BBC, передача Севы Новгородцева воспитала несколько поколений антисоветчиков-меломанов, в том числе и меня. В чём вообще был ужас «совка» - это было насквозь лживое лицемерное государство. Каждый день каждого человека связывали круговой порукой, заставляли называть белое чёрным, чёрное белым, врать, многих ещё и стучать заставляли на друзей. Это был ужас, хотелось какого-то бунта. А рок-музыка в Советском Союзе была запрещена, поэтому слушать её – это уже был бунт.

... В школьный годы/ Фото: из архива Пипы

- «АиФ – Владимир»: Пионер! Советский!

А.П.: Нас в школе ругали, что мы пионерские галстуки повязывали задом наперёд, чтобы быть похожими на ковбоев. А комсомольский билет я получил в 14 лет, и в тот же день, по-моему, его и потерял.

- «АиФ – Владимир»: Раньше, понятно, все бунтовали против «совка», а сейчас против чего бунтовать? Вроде, свобода, всё можно.

А.П.: Так в том-то и дело. Сейчас поводы для бунта нужно придумывать. В принципе, есть против чего протестовать, но это мало связано именно с музыкой. Мы неоднократно делали концерты в защиту бездомных животных. Можно ли назвать это бунтом? – Нет, это просто какая-то помощь. Можно, конечно, бунтовать против наших правителей ужасных, но я подозреваю, что они все являются энергетическими вампирами. То есть они не только воруют, они ещё специально очень много внимания уделяют тому, чтобы об этом все знали. Народ знает, что они воруют, но в бессилии ничего не может сделать, и они от этого тащатся. Поэтому бунтовать против них… Лучше не концерт организовывать, а сразу браться за вилы.

Рыцари и чудовища

- «АиФ – Владимир»: Как-то вы предостерегли спрашивать советов у рокеров. Почему?

А.П.: Вот, рок-музыкант с 30-летним стажем. Что обычно рок-музыканты делают? Бухают, курят коноплю, гоняются за поклонницами – когда поклонницы не гоняются за ними, подвергаются вредному воздействию громкого низкочастотного звука. То есть за 30 лет несложно себе представить, что там осталось в голове. И если начал заниматься рок-музыкой лет в 15, то сейчас несложно посчитать возраст. А человек обычно же сначала умнеет, а потом – вниз уже… мудреет. И у рок-музыкантов этот пик проходит гораздо раньше, чем, скажем, у научных работников. И молодёжи спрашивать советов у таких чудовищ – это самая большая глупость, какую можно себе придумать.

- «АиФ – Владимир»: Да, взять любое ваше интервью – там половина про пьянки…

А.П.: Так это один из атрибутов жизни рок-музыканта. В Средние века были странствующие рыцари. С одной стороны, они были «поп-звёздами» – за ними девушки гонялись, у них была очень насыщенная интересная жизнь, но при этом они рисковали: их в любую минуту мог убить какой-нибудь другой странствующий рыцарь. Сознательно люди шли на риск собственной жизнью и здоровьем. Точно также и с рок-музыкантами – они постоянно ведут социальную жизнь, очень много приходится общаться, а без алкоголя это очень сложно. Тем более, меня алкоголь довольно длительное время делал лучше - ещё лучше, чем я есть на самом деле. Поэтому я много и с удовольствием пил. Просто любой праздник не может продолжаться вечно. Обязательно есть такая точка, после которой алкоголь начинает делать хуже. Я эту точку не совсем вовремя, но, в конце концов, заметил, и уже в промышленных количествах бухать перестал.

Фото: из архива Пипы

Они ищут

- «АиФ – Владимир»: Представим себе «апокалипсис»: все-все стали играть рок, панк-рок, треш и так далее. Что будете делать?

А.П.: Так этот апокалипсис уже наступил. Куда ни плюнь – везде на улице люди с гитарами играют всё, что угодно. Всё равно то, что играю я – такое никто не решится играть. (смеётся). Даже самые радикальные панки или металлисты всё равно меня не приглашают на свои фестивали, говорят, люди разбегутся.

- «АиФ – Владимир»: А кто слушатели @traktor’а?

А.П.: Ну, в первую очередь, я (смеется). Слушателей у аттрактора немного, это мои единомышленники, люди, которые ищут что-то. Я сейчас музыки слушаю гораздо меньше, чем раньше, потому что включаешь – и с первых трёх аккордов можно определить, где ты это уже слышал, под чьим влиянием это было написано и всё такое. Я в «Борще» по рукам бил Юру (Здоренко – авт.), нашего гитариста, каждый раз, когда он пытался втюхать что-то похожее на «Offspring» или «Rammstein». Постоянно ищу музыку, которая не похожа ни на что, и мне кажется, что именно «@traktor» – это поиск чего-то нового. Я пытаюсь сделать то, что не было бы ни на что похоже, но при этом хорошее.

- «АиФ – Владимир»: В соцсетях в сообществах @traktor’а человек по 300-500.

А.П.: Я просто как-то особо не раскручиваю группу. Сейчас мы заканчиваем сингл записывать - не прошло и четырёх лет… Пока есть только видео с выступлений, и когда будет какая-то аудиопродукция, можно будет что-то начинать.

- «АиФ – Владимир»: А клипы?

А.П.: Клипы – это как-то уже неактуально. Хотя Дэйв Ли, барабанщик, с которым я сейчас играю, делал все клипы «Борща». У него разносторонний талант. Поэтому если захочется снимать клип, то это не проблема. У нас всё для этого есть: гениальный иностранный (!) режиссёр, парочка камер… Хотя сейчас принято снимать клипы на мобилки. Но учитывая, что сингл мы записываем на четырёхдорожечную кассетную портостудию 80-х годов, то клип, наверное, будем снимать на советскую «восьмёрку».

На съёмках клипа ВВ «Полонина», где Пипа играл генерала Пипу/ фото из архива Пипы

«Панк» Мусоргский и смешной Достоевский

- «АиФ – Владимир»: С барабанщиком понятно. А вы в качестве кого могли бы ещё выступить?

А.П.: Я до 15 лет очень много писал маслом. В основном, расписывал двери в своей комнате. В институте на парах вместо того, чтобы писать конспекты, рисовал любимую музыку. Захотелось даже, может быть, сейчас тоже музыку порисовать параллельно с записью. А что, Кандинский же тоже музыку рисовал, как выяснилось.

- «АиФ – Владимир»: Кстати, а что за странное такое сочетание бунтарства и любви к классике: опера, литература…

А.П.: Так опера, пардон, - это очень панковская музыка, в хорошем смысле слова. Я же не все оперы слушаю, предпочитаю те, где много разговаривают, смеются, желательно. Достаточно послушать Мусоргского, который писал большинство своих произведений в состоянии белой горячки, - хотя бы в исполнении Шаляпина сцену бреда Бориса Годунова... Все современные панки – это маленькие дети по сравнению с таким вот «панком». А Достоевский, если говорить о литературе, был очень панковский писатель, который просто цинично издевался над всеми своими персонажами. У него ни в одной книге нет ни одного нормального героя. Все – идиоты. Очень весёлый, смешной писатель.

- «АиФ – Владимир»: У другого писателя, Ивана Тургенева, в романе «Отцы и дети» нигилист Базаров в итоге разочаровался в своих убеждениях. А как у вас с вашей приверженностью к анархизму?

А.П.: Французский премьер-министр Клемансо как-то сказал, что дурак, кто не был анархистом в 20 лет, но трижды дурак тот, кто им остался в сорок. Я эту фразу обдумывал. Во-первых, он это сказал сто лет назад, тогда продолжительность жизни была меньше, и сорок лет – это уже был глубокий старик с усами, бородой и внуками. А во-вторых, он был министром внутренних дел, то есть ничего другого и не мог сказать.

- «АиФ – Владимир»: В вашем случае, кажется, и в глубокой старости разочарование не грозит…

А.П.: Не. Я же человек инфантильный, как говорят украинцы, «старе як мале». Всё больше и больше снова чувствую себя ребёнком, это во-первых. А во-вторых, анархизм – это, по-моему, прекрасная штука. Я не читал теоретиков анархизма – Прудона и Бакунина, только выучил их имена. (смеётся) Но для себя я объясняю так: анархизм – это утопия, ещё более неосуществимая, чем коммунизм, потому что анархизм требует идеального человека. Но раз это невозможно, то быть анархистом - это просто стимул к самосовершенствованию. Грубо говоря, относиться к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе. Просто не задалбывать окружающих – это, по-моему, не сложно. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (7)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах