Круглосуточная профессия. О «прелестях» работы фельдшера в глубинке

Фото: Елены Седовой

Ида ВОЛКОВА, фельдшер с почти 50-ти летним стажем, рассказала о своей детской мечте и обо всех «прелестях» работы на ФАПе в десятках километров от ближайшего населенного пункта. 

   
   

- «АиФ-Владимир»: Ида Николаевна, почему именно медицинский работник?

- Ида Волкова: Скорее, это детская мечта. Еще ребенком с восхищением смотрела на людей в белых халатах. Манила романтика, хотелось помогать людям, быть способной решать их проблемы. В 1963 году я поступила в ковровский медицинский техникум на фельдшерское отделение. В то время у меня была уже семья, и на руках – маленький сын. Тяжело было уезжать от семьи в другой город на учебу, но что поделать? Ради мечты приходится чем-то жертвовать…

- «АиФ-Владимир»: Студенческая жизнь - какая она была для вас?

- И.В.: Студенчество хорошо во все времена. Омрачало лишь одно – не было денег. Экономили на всем. С подругой жили далеко от места учебы. Приходилось ходить пешком – тратить на дорогу не хотелось. Помню, тогда в моду только входили сапоги на каблуках, и даже зимой в таких щеголяли все однокурсницы. А мы с подругой – две деревенские девчонки – ходили в валенках. Стипендия в 20 рублей - и вся на оплату квартиры. Какие уж тут деньги на новый гардероб и развлечения?

ФАП с красивым названием

- «АиФ-Владимир»: А что после окончания техникума? Не было желания перевезти семью и остаться работать в Коврове? 

- И.В.: Нет, об этом даже и не думала. Да и не было такого выбора. Когда стала полноправным владельцем белого халата, меня направили в Вязниковский район на Почайкинский ФАП. Почайка – небольшой поселок, окруженный несколькими воинскими частями и находящийся на пересечении трех областей – Владимирской, Нижегородской и Ивановской – с населением всего в 300 человек. В это удивительное место было невозможно не влюбиться! Огромный лесной массив, чистая природа, всегда в достатке грибов и ягод, а рядом – течет река Лух. Местами мелководная, но очень бурная, на берегу которой и был расположен ФАП. Вот она, романтика! 

   
   

- «АиФ-Владимир»: Рядом с ФАПом не было никаких населенных пунктов. Было трудно?

- И.В.: А как же! Но раньше все это казалось ничего не значащими пустяками, и только теперь начинаешь понимать, что было, действительно, сложно. Наверное, помогала энергия молодости, уверенность в собственных силах и завтрашнем дне. 

 

Когда-то здесь был мост, по которому везли больного паренька. А это то, что осталось от сооружения сегодня/Фото: Елены Седовой

 

На новое место жительства поехали всей семьей. В первый же день, когда еще не успела дойти даже до медпункта, уже поступил вызов – в лесной сторожке рожала женщина. Почему не забыла его? Не только из-за того, что случай был первым в моей практике, но и потому, что был один момент, который отлично помню до сих пор. В тот темный апрельский вечер на вызов пришлось отправиться на лодке – во время разлива по поселку перемещались именно так. И как только мы сели на лодку, тут же везде погас свет (такие правила в поселке были – в 23.00 отключали электричество). Тьма – кромешная . Когда приплыли в сторожку, из освещения в доме оказалась только керосиновая лампа. Но, несмотря на такие неприглядные условия, первые «мои» роды прошли успешно.

Жизнь пешком

- «АиФ-Владимир»: Ещё каким-нибудь транспортом пользовались? 

- И.В.: На весь поселок – одна грузовая продуктовая машина, которая ходила всего раз в неделю. Поэтому по всем рабочим нуждам и по вызовам - пешком. Кстати, ФАП был на бюджете Мало-Удольского сельсовета, что находился в нескольких десятках километров от Почайки. Не ближний путь, особенно, если нужно поставить лишь одну печать для получения медикаментов. Приходилось добираться в окружную – сначала договориться с военными, чтобы доехать вместе с ними на лесовозе до Фролищ, потом – дождаться вагончика, который ходил всего дважды в день, и по узкоколейке доехать до Ильино. Со станции можно было нормально добраться на поезде до самих Вязников и только потом до Малых Удол. Летом, когда сухо, пешком или на тракторе, а по весне во время разлива – на лодке по реке. И такой же путь – только с чемоданом, наполненным медикаментами, нужно было проделать обратно, и так – каждый месяц. 

- «АиФ-Владимир»: Были какие-то случаи, когда «безлошадность» могла обернуться настоящей трагедией?

- И.В.: Однажды зимним вечером прибежала женщина вся в слезах – сын, молодой парнишка 17 лет, лежит без сознания. Прощупала живот – не проминается – а это значит, что вполне вероятен перитонит. В таких случаях важно успеть сделать операцию, иначе – неизбежна смерть. Нужно было срочно найти транспорт для госпитализации в Гороховецкую больницу. Прибежала к начальнику лесозавода просить разрешения воспользоваться продуктовым грузовиком. После пришлось будить шофера, который еле-еле смог отогреть замерзший мотор. Когда машина завелась, оказалось, что подъехать к дому больного невозможно – кругом сугробы. Снова бегала-искала мужчин, которые смогли бы перенести его в машину. До больницы ехать 2 часа – немало для такого тяжелого случая. И снова не обошлось без эксцессов – подъехали к мосту через Клязьму, а на нем сломанная машина стоит и нашему грузовику там никак не проехать. Благо на той стороне моста был пост ГАИ – побежала туда просить телефон и вызывать скорую. С горем пополам доставили беднягу в больницу и прооперировали. Слава Богу, все прошло успешно, и парень остался жив. 

График работы: круглосуточно

- И.В.: Медработники были одними из самых уважаемых людей, а тем более в такой глуши. Помню, как каждая семья старалась пригласить в дом, и накормить, и угостить, и поговорить…Но, как ни хороша была жизнь на Почайке, через три года работы на ФАПе, я вернулась в родной поселок Октябрьский – устроилась санфельдшером в амбулаторию. Позже меня пригласили работать в школу. Часто приходилось заменять и заведующую в поселковой амбулатории. Работали и в выходные, и в праздники, и по ночам. Медик – профессия круглосуточная, и ты не имеешь права отказать в помощи, когда бы о ней ни попросили. Но даже при таком большом объеме работы, жизнь была яркая и насыщенная. Летом в день медика выбирались всем коллективом на природу, зимой устраивали лыжные прогулки…Кроме того, я была председателем общества Красного Креста, организатором культмассовых мероприятий, а три созыва подряд - депутатом поселкового совета.

 

Досье
Ида ВОЛКОВА родилась в 1936 году в Вязниках. Окончила 8 классов. 10 лет отработала лаборантом на фабрике им. Карла Маркса в пос. Октябрьский. Закончила ШРМ, поступила в Ковровский медтехникум. По направлению отработала в ФАПе на Почайке. Позже трудилась в школе и поселковой амбулатории. Сегодня проживает в пос. Октябрьский Вязниковского района.

 

- «АиФ-Владимир»: Имея за плечами колоссальный опыт работы, что вы можете сказать о сегодняшней медицине?

- И.В.: Я с 2005 года уже на пенсии, но до сих пор люди звонят и спрашивают, как поступить в той или иной ситуации, идут за советом и помощью. Но сейчас жителям поселка стало легче – в рабочее время их обслуживает врач, а в нерабочее – скорая помощь, которая раньше приезжала только лишь в самых экстренных случаях. Если сравнивать качество оказания медицинской помощи вчера и сегодня, то, несомненно, улучшения есть. Появились новые специалисты, новое оборудование, в амбулатории сделан ремонт. Не нравится лишь то, что почти вся медицина становится платной. Раньше такого не было, как не было и разницы в отношении к «платным» и «бесплатным» пациентам. Деньги сегодня делают многое… 

- «АиФ-Владимир»: А что хотелось бы изменить в современной медицине?

- И.В.: Вернуть все исчезнувшие ФАПы - без них мы никуда. Случись чего в сельской глубинке – к кому обращаться? При реорганизации здравоохранения об этом не подумали. Кроме того, хотелось бы, чтобы в село ехала молодежь. Даже сегодня, когда государство поддерживает тех, кто решился работать в сельской местности, новое поколение не горит желанием трудиться в деревнях. Хочется, чтобы села не пустели, чтобы в них кипела жизнь. Как раньше. 

 

Смотрите также: