Прощеное воскресенье является кульминацией масленичных гуляний. В этот день происходит заговенье перед началом Великого поста. Православные христиане в последний раз перед постом едят скоромную пищу (но без мяса) и просят друг у друга и у Бога прощения, чтобы с чистой душой и легким сердцем приступить к посту, сосредоточившись на духовной жизни.
Священнослужители говорят, что просить прощение – это древняя церковная традиция, начало которой положил сам Иисус Христос. В Евангелии от Матфея говорится: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Это неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.
Затем чин прощения появился в жизни египетских монахов, которые перед наступлением Великого поста по одному расходились по пустыни на все 40 дней, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к Пасхе. Некоторые из монахов обратно уже не возвращались, потому что погибали в пустыне. Зная об опасностях, которые их подстерегают, и о том, что они могут больше не увидеться, монахи перед расставанием просили друг у друга прощение, как перед смертью – за все грехи, а также вольные и невольные причиненные обиды. Получить искреннее прощение и суметь искренне простить самому было очень важно.
Чин прощения появился для того, чтобы быть примиренным со всеми, а благодаря этому и с Господом.
Со временем традиция перешла в богослужение всей Церкви. В Прощеное воскресенье чин прощения совершается во всех храмах на вечернем богослужении. В этот день церковь вспоминает о трагедии изгнания людей из Рая.
Священники не советуют входить Великий пост, не примирившись, поскольку это время очищение и духовного обновления перед Пасхой. Важно до начала поста избавиться от негативных чувств и бремени вины.
Часто простив друг друга в Прощеное воскресенье, люди «скрепляли» свое перемирие поцелуем – отсюда и второе название праздника – целовальник.
Обычно прощения просят так. Один говорит: «Прости меня, пожалуй». Второй отвечает: «Бог тебе простит, и я прощаю!». Некоторые священнослужители, правда, говорят, что когда человека не за что прощать, лучше ответить ему не «Бог простит», а: «Мне не за что тебя прощать». Так вы избежите упоминания имени Господа всуе. Если вы все-таки произносите: «Бог простит», то постарайтесь вложить в эти слова искреннее желание, чтобы Господь на самом деле простил человека.
В Прощеное воскресенье также полагалось поминать усопших. Многие женщины ходили на кладбище к родственникам. Они приносили на могилы близких блины, иногда еще и водку. Затем женщины на коленях просили прощения у покойников. Три раза кланялись и говорили: «Прости меня (имя), забудь все, что я тебе нагрубила и навредила». После этого уходили. Дорогой женщины, как правило, старались не разговаривать. Молча, приходили на кладбище и также, молча, с него уходили.
Традиционно в Прощеное воскресенье сжигали чучело Масленицы. Правда, сначала чучело возили по улицам: ставили его на сани, рядом сажали красивую девушку. В сани впрягались трое парней. За главными санями с Масленицей ехали другие сани. Все это называлось масленичный поезд.
Чучело сжигали за околицей в знак проводов зимы и встречи весны. Пепел развеивался по полю. Перед тем, как поджечь Масленицу, ей давали блин. А когда чучело начинало полыхать, народ приговаривал: «Гори, блины, гори, Масленица!». Блины и остатки другой праздничной еды тоже бросали в костер, принося тем самым жертву для будущего плодородия.
Песни на Прощеное воскресенье были уже не такие веселые, как прежде. В них часто говорится о том, что Масленица разорила людей, поев у них все припасы, и теперь людям придется урезать себя в еде и соблюдать Великий пост.