Год на льдине.Корреспондент «АиФ» отправился в арктический поход

Испытать себя

                                                               
Кстати
Первая в мире дрейфующая станция «Северный полюс-1» была высажена на льды Арктики 25 мая 1937 г. C тех пор дрейфующие станции работали там постоянно, кроме предвоенных и военных лет, а также периода с 1991 по 2003 год.

Атомоход вышел из Мурманска 17 сентября. Он везёт на своём борту экспедицию, главная цель которой - забрать полярников с дрейфующей станции «Северный полюс-38» и организовать новую - «Северный полюс-39». 16 человек, проживших более года в суровых арктических условиях, поднимутся на борт ледокола, столько же сойдут с него. Вместе с ними на льдину выгрузят 180 т снаряжения. И когда эти люди вернутся домой, точно не знает никто.

   
   

Из 16 полярников каждый второй идёт «на льдину» впервые. Среди них есть и совсем молодые, например, 22-летний связист Алексей СПИРИН из Краснодара. Чего ради он добровольно отказывается от целого года молодой, беззаботной жизни? «Хочется проверить себя. А потом, это так интересно! Вот вы бы отказались, если бы вам предложили на год отправиться на дрейфующую льдину?» - отвечает он вопросом на вопрос.

О желании испытать себя и свой характер в условиях Севера говорит и другой молодой «новичок», гидрохимик Сергей Байдюк. А вот гидрограф Дмитрий ВОЛОШКО, напротив, полярник опытный - не раз участвовал в арктических рейсах, в том числе в памятной экспедиции 2007 г., когда глубоководные аппараты «Мир» установили в районе Северного полюса российский флаг. «Но на дрейфующей станции не был ни разу, а попасть хотел давно, - признаётся он. - Арктика - загадочный край. Многие думают, там опасно. Но в городе гораздо опаснее. Когда в Арктику с любовью идёшь, она тебе тем же отвечает».

Помимо романтики полярниками движет и прагматика. За каждый месяц работы на дрейфующей льдине они получат по 70-100 тыс. руб. «На земле» оклады этих специалистов заметно скромнее - некоторым платят жалкие 6-8 тыс. в месяц. «Зимовка на льдине - хорошая возможность и денег заработать, и заняться тем, чему тебя учили и что ты лучше всего умеешь делать», - утверждает Александр ИПАТОВ, начальник станции «Северный полюс-39». Кстати, на арктические экспедиции и исследования из бюджета отчисляется 170 млн руб. в год. По расчётам самих полярников, их работа стоит раза в два дороже - 320-350 млн. Тут самое время задаться вопросом: какие же исследования ведутся на дрейфующих полярных станциях? Какой от них прок стране в целом и жителю, допустим, Воронежа или того же Краснодара в частности?

В потолок не плюют

В последние годы Россия активно включилась в борьбу за Арктику: с подписанием международной Конвенции по морскому праву нам приходится обосновывать притязания на некоторые участки шельфа, лежащие за пределами так называемой экономической зоны. Но дрейфующие станции «Северный полюс» предназначены не для геологических исследований. Их задача - изучать природную среду Арктики, от ложа океана до атмосферы 30 км высотой. Сюда входят исследования климата, океанических течений, состава морской воды, ледовых процессов, солнечной радиации и многого другого. Всё это так или иначе связано с гидрометеорологией.

«Любому человеку, где бы он ни жил - в Воронеже или Мурманске, - важно, что происходит с погодой. Полярные исследования помогают это понять, ведь этот регион почти не затронут воздействием человека, - говорит Владимир СОКОЛОВ, начальник экспедиции «Арктика-2011». - Современная дрейфующая станция за день получает и передаёт информации больше, чем классическая советская станция передавала за год. Вся аппаратура теперь цифровая. Если надо, информация выдаётся в эфир ежесекундно и тут же становится доступной для мирового сообщества. Полученные данные используются для прогнозов погоды, для обеспечения полётов авиации через полярную зону».

Кроме того, полярники испытывают системы и технологии, которые затем внедряются в жизнь. Последние 4 года на дрейфующих станциях тестируют навигационную систему ГЛОНАСС - изучают её работу, ошибки, сравнивают с показателями американских систем. А в этот раз на льдину отправятся два новых портативных приёмника - первые «бытовые» навигаторы отечественного производства. Институт-разработчик хочет проверить, как они будут работать в высоких широтах. Пройдя «испытание Арктикой», навигаторы поступят и на прилавки магазинов.

«Мы добились успехов в ядерной физике, успешно исследуем космос, а планету, на которой живём, изучили плохо. Климат меняется, а мы не можем понять, почему, - рассуждает перед тем, как высадиться на льдину, начальник станции Александр Ипатов. - Россия - северная страна, и мы вынуждены жить в холодных условиях. Поэтому знать Арктику мы обязаны, это наш регион».

   
   

Смотрите также: