Так считает магистр теологии, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и религиоведения Гуманитарного института ВлГУ, профессор Славяно-Греко-Латинской Академии иеромонах Варфоломей (Минин).
Наша встреча с владимирским учёным произошла накануне профессионального праздника - Дня науки, но говорили мы не только о ней. Ведь, по глубокому убеждению отца Варфоломея, наука не может быть оторвана от жизни.
Важна преемственность
Ольга Шевченко, vlad.aif.ru: - Отец Варфоломей, что представляет собой наука сегодня и что связывает её с наукой прошлых веков?
Отец Варфоломей: - Если мы говорим о науке как о профессии, то имеем в виду сообщество или корпорацию. В этом заключается её феномен. Первые научные сообщества возникли в средневековых монастырях Европы. Получив университетский статус, они приобрели некие привилегии. И как бы ни менялись эпохи, научные сообщества сохраняют за собой эти привилегии, главные из которых - самодостаточность, независимость (внутренняя автономия), преемственность принципов. В чём они заключаются? Учёное сообщество обладает исключительным правом принять или не принять в свои ряды нового человека, прошедшего определённые процедуры (защита кандидатской, докторской диссертаций). Этой внутренней свободы наука не утратила и сегодня, находясь на перепутье разных проблем. И сегодня никто не может навязать научному сообществу какие бы то ни было решения или пути реформирования. Убеждён - «спущенные» сверху реформы не принесут сами по себе добрых плодов. Имею в виду в первую очередь реформы образования, поскольку сам занимаюсь педагогической деятельностью - во Владимирском государственном университете преподаю курс церковно-исторических и богословских дисциплин. Мне бы хотелось, чтобы реформы и преобразования исходили изнутри и принимались в рамках преемственности научных школ. Преемственность важна и в процессе становления самого учёного.
О.Ш.: - Каким представляется вам современный учёный?
И.В.- За последнее десятилетие во всех сферах нашей жизни, в том числе в области гуманитарных знаний, происходят важные процессы. В поиске истины, на чём, собственно, и держится научная деятельность, учёные стали более свободны. Появилась возможность расширить границы, использовать технические достижения века, завести международные контакты (ВлГУ тесно сотрудничает с вузами многих европейских стран). Это большое благо! Но есть и обратная сторона. К сожалению, престиж профессии учёного падает, и к этой проблеме необходимо привлечь особое внимание государства. Ведь для того, чтобы войти в мир науки, человек должен приложить колоссальные усилия и понимать при этом, что, во-первых, эти усилия будут высоко оценены и, во-вторых, - как учёный он всегда будет востребован в своей стране, в своём городе. Пройти все ступени обучения и получить учёную степень - это одно. Диссертация не должна стать формальностью, поскольку наука - дело живое. И вот тут молодому учёному вновь потребуется поддержка в виде государственной программы. Пока её нет, и мы продолжаем «терять мозги».
Недавно со мной поделился печальным опытом преподаватель одного из московских вузов. Начиная с первого курса, его студенты регулярно получали письма из США. Восхищаясь способностями наших ребят в области конкретных знаний и «подкармливая» обещаниями, их готовили к работе за рубежом. В результате, по словам коллеги, в прошлом году из 60 выпускников факультета в России остались только двое. Похожее происходит и у нас - большинство наших выпускников уезжают работать за пределы региона.
Необходим диалог
О.Ш.: - В чём вы видите выход из этой критической ситуации?
И.В.: - Есть хороший пример - город-побратим Эрланген, который, по сути, является студенческим городом. Небольшой, уютный, с недорогой инфраструктурой. В этом смысле Владимир похож на Эрланген и выгодно отличается от Москвы. Кстати, нашу близость к столице многие привыкли считать бедствием, но ведь, как известно, наше отношение к проблеме зависит от нас самих. Отрадно видеть, что с некоторых пор близкое соседство современной столицы и древней столицы Руси используется во благо региона и его жителей. Создавая комфортную среду, к которой мы все так стремимся, следует учесть ресурсы Владимирской области. Да, у нас нет нефти и газа, но есть богатая история, выгодное месторасположение, человеческий потенциал. Наконец, есть наука, и она не оторвана от жизни. Поэтому сегодня так важен диалог между владимирским учёным сообществом и региональной властью.
О.Ш.: - Что вас огорчает?
О.В.: - Наука - это люди, их надо ценить. Но среда, в которой мы находимся, не способствует реализации профессиональных возможностей в научной сфере. В науку идут единицы. Причины и следствия очевидны - аспирантура платная, поэтому количество аспирантов и кандидатов наук сокращается, учёные все меньше востребованы на рынке, их труд оценивается неоправданно низко.
Печально и то, что из обихода современного человека практически исчезла книга, он обратился к электронным источникам информации и сузил, обеднил свой словарный запас. Ограниченный словарный запас лишает человека способности мыслить. Стало нормой и вольное обращение с русским языком, чему способствует переписка в интернет-сетях по принципу «как слышу, так и говорю». Есть и такая печальная тенденция, что некоторые из моих студентов не знают значения даже тех слов, которые давно прижились в языке. Как остановить это культурное одичание? Начать нужно со школы. Считаю, что правильным решением правительства стало введение с 2009 года школьного курса «Основ религиозных культур и светской этики», изучение культурологии. 2015 год объявлен Годом литературы. Уверен, что в области будут проводить массу литературных мероприятий, но не хотелось бы, чтобы они носили разовый характер.
Осторожно с историей
О.Ш.: - То, что вы говорите, довольно печально. Но есть наверняка и то, чему вы радуетесь?
О.В.: - Конечно! Радует, что, несмотря ни на что, у современных молодых людей не пропадает желание учиться, познавать истину. Их внутренний ресурс богат, и наша задача - создать условия для его реализации. И с этой целью, в том числе, ВлГУ вошёл в европейскую схему образования, основанную на содружестве гуманитарного и естественно-научного знания. Радует, что теологию ввели в систему образовательных дисциплин, и она признана государством. И, конечно, радуют книги. Классику я давно перечитал, современной литературой не увлекаюсь. Мой круг чтения - это богословская и историческая литература. Но, бывает, и Пушкина вспомню!
О.Ш.: - Где ещё черпаете информацию?
О.В.: - Телевидение не смотрю. Это картинка, визуальный ряд, воздействующий на эмоции. А я люблю работать с текстом, поэтому дружу с интернетом - новостные и научные ресурсы, религиоведение.
О.Ш.: - Как вы относитесь к предстоящему празднованию 70-летия Великой Победы?
О.В.: - Говорят, мы живём от даты к дате. Это неправильно, особенно, если речь идёт о таком историческом событии как победа советского народа в Великой Отечественной войне. И мне бы очень хотелось, чтобы оно не стало этаким пышным фейерверком, а внимание к ветеранам было постоянным и полноценным. Нельзя эксплуатировать исторический материал, манипулировать им, как это иногда у нас случается. Его следует использовать крайне осторожно и соразмерно, так, чтобы не обесценить его смысл и сохранить для потомков.