Но, несмотря ни на что, Ирина Витальевна умудрилась остаться женщиной в высшем смысле этого слова.
Наш разговор начался с вопроса, что привело ее на работу в правоохранительные органы?
- Никогда не думала, что доведется стать милиционером, - отвечает Ирина. – Отец был военным инженером, мама – медик. Я закончила физико-математическую школу, мечтала пойти по маминым стопам. Но аллергия на многие виды лекарств заставила выбрать другую профессию. Родителей как раз направили на работу в Германию, и, чтобы успеть определиться при них, я выбрала специальность «Конструирование и производство радиоэлектронной аппаратуры», поступив во Владимирский политехнический институт.
Из конструкторов – в ППС
Закончив учебу, устроилась на работу на «Электроприбор», в КБ радиосвязи. Работа была интересная, вот только зарплату платить вскоре перестали. А у меня была уже семья, маленькая дочка. Как быть?
Светлана Немцева успешно сочетает сугубо мужскую профессию и чисто женское хобби >>>
И тут соседка, которая работала в городском УВД – в батальоне ППС (патрульно-постовая служба), предложила пойти на работу в создаваемый здесь полк, где планировалась должность инженера по радиосвязи. Я воспользовалась этим шансом. Весомую роль в моем решении сыграло то, что зарплату в милиции платили без задержки, да и сумма была больше, чем на заводе. Но вскоре выяснилось, что приказ о формировании полка ППС так и остался неподписанным. И мне предложили работать милиционером. Я согласилась.
- «АиФ-Владимир»: С чего же началась ваша служба и каковы были первые впечатления?
- Ирина Усачева: Я оформляла документы на задержанных за мелкое хулиганство. Впечатления… Честно говоря, я никогда в жизни не слышала столько мата, сколько услышала тогда! Причем задержанные не бранились в мой адрес, а просто общались на привычном для них языке. Меня тогда спас КАРНЕГИ: его книги как раз были в моде. Старалась, как он советует, быть выше…
- «АиФ-Владимир»: Наверное, и среди коллег были мастера нецензурных выражений?
- И.У.: Были. Зачастую этим грешили ребята из глубинки, которые считали себя хозяевами жизни, устроившись в милицию и получив место в городском общежитии. Я обращалась к ним с вопросом, что такое мелкое хулиганство? Как правило, это помогало, потому что нецензурная брань как раз и является, согласно законодательству, одним из проявлений мелкого хулиганства.
- «АиФ-Владимир»: Вы сразу освоили тонкости законодательства?
Очень помог наш командир батальона ОБ ППС Анатолий ОСИН. Взяв на работу, он всегда учил человека, помогал ему влиться в коллектив. Анатолий Владимирович сумел создать в коллективе такую атмосферу, что здесь хорошо работалось. На праздники собирались с семьями, на День батальона – 15 мая – выезжали на природу с детьми, устраивали для них различные состязания.
Если любишь – сразу в ЗАГС
- «АиФ-Владимир»: Но ведь, наверное, коллектив состоял не только из семейных сотрудников?
- И.У.: Конечно. Бывало, что между парнем и девушкой завязывался роман. Но наш командир жестко пресекал легкомыслие; если же отношения складывались серьезные, то он требовал, чтобы молодые люди оформляли их в ЗАГСе, как положено.
- «АиФ-Владимир»: ППС, как известно, занимается патрулированием территории по определенному маршруту. Доводилось ли принимать участие в задержании?
Досье | |
---|---|
Ирина Усачева родилась в 1966 г. в селе Белецкока Кременчугского района Полтавской области. Отца - военного инженера - перевели в Муром, затем – во Владимир, где она закончила школу и институт. С 1996 г. работает в органах внутренних дел: сначала рядовым милиционером батальона ППС, затем – старшим инспектором по анализу и планированию. Сейчас – главный инспектор инспекции УМВД в чине подполковника, анализирует работу территориальных подразделений и дает рекомендации по устранению недостатков. Замужем, есть взрослая дочь. |
- И.У.: Не раз. Особенно запомнилось первое задержание. Нам сообщили, что возле «Буревестника» произошло ограбление; напавшие – трое парней. На месте нас ждали ограбленный и свидетель преступления. Они показали, в какую сторону направилась троица. Немного проехали – увидели троих ребят. Едва успели загородить им машиной путь, как они начали быстро выбрасывать из карманов то, что отняли у потерпевшего: мобильник, ключи, деньги. Я потребовала все собрать и сесть в машину. Даже сама удивилась, что они подчинились. Коллега потом спрашивал: «Как тебе удалось?»
- «АиФ-Владимир»: А если бы они оказали сопротивление? Доводилось ли за годы работы в ППС принимать участие в драках или стрелять по людям?
И.У.: Стрелять – нет, хотя оружием владею неплохо: даже была в 2004 г. победителем (в составе команды) на первенстве «Динамо» по стрельбе. А вот навыки силового задержания применять приходилось – спасибо нашему тренеру Сергею КРУГЛОВУ, обучавшему приемам самбо! Как-то на День города мы с напарником обходили парк 850-летия Владимира; он сделал замечание группе ребят. Они набросились на него все, облепив с ног до головы. Я в первый момент растерялась: на помощь коллег звать – рация у напарника. И тут увидела, что один из парней прыгнул ему на спину. Почти автоматически я применила удушающий прием; опомнилась, только услышав, как кто-то сказал рядом: «О, баба-то его как кинула!». Обнаружила себя сидящей на спине у поверженного противника и надевающей на него наручники: видно, до этого действовала чисто механически – как учили. На помощь уже спешили коллеги.
- «АиФ-Владимир»: Рассказываете ли вы о таких случаях дома? Как относятся близкие к вашей беспокойной и опасной работе?
- И.У.: С пониманием. Муж вообще человек с чувством юмора. Он много лет работал учителем физкультуры в школе, помогал мне отрабатывать силовые приемы: я их испытывала на нем. А он при этом еще и «прикалывался»: «Менты руки крутят!». А если говорить серьезно, то признавался: «Из-за тебя я полюбил и ППС, и твоих пацанов!». А я ему искренне благодарна за то, что дома у меня – крепкий тыл. Дома я могу позволить себе быть слабой и беззащитной: ведь я все-таки женщина, несмотря на форму и погоны!
- «АиФ-Владимир»: Напрягает ли вас необходимость ходить в форме?
- И.У.: Нисколько: я люблю свою форму – правда, после того, как подогнала ее по себе. Начальство поворчало, но смирилось: наша форма в первоначальном виде, честно говоря, словно специально придумана, чтобы нас боялись!
- «АиФ-Владимир»: Но ведь, наверное, скучно каждый день надевать одно и то же? Одно из проявлений женской натуры – каждый день придумывать, что завтра надеть на работу! А у вас, наверное, это не допускается?
- И.У.: Разве что в канун праздника! Тут уж коллеги-мужчины не скупятся на комплименты: «Какие вы все красивые!». Многое из одежды я шила себе сама: и брюки, и кофточки, даже вечерние платья «творила». Сейчас редко сажусь за машинку: нет времени, да и готового много продают – не то что раньше.
- «АиФ-Владимир»:Женщины-полицейские сами решают, надеть на работу форменные юбку или брюки?
- И.У.: В штабе ходим в юбках, можно и каблуки себе позволить. А на пост удобнее в полевой форме: брюках, ботинках. Вдруг бегать придется, каблуком зацепишься? Ведь на пост в ППС выходят все, даже кадровики: здесь нет чисто конторской работы. Продолжала ходить и я, когда через год перевели старшим инспектором по анализу и планированию.
Фирменное блюдо - вареники
- «АиФ-Владимир»: Наверное, рядовому гражданину не совсем понятны функции ППС. Не могли бы вы на конкретных примерах разъяснить роль этой службы в поддержании правопорядка?
- И.У.: Патрулирование на улицах города способствует профилактике правонарушений: ведь любой прохожий знает, что из-за угла может показаться патруль или машина ППС. Часто до преступлений дело не доходит именно благодаря своевременному появлению ППС; немалая доля раскрытия – тоже на счету этой службы.
Всем памятна, наверное, история со столичными футбольными фанатами, которые приезжали во Владимир на матч любимой команды. У нас был режим усиления, поскольку проблемы ожидались. Мы с коллегой Леной ИЛЬИНОЙ надевали в автобусе бронежилеты и шлемы. И вдруг увидели, что наших коллег окружила агрессивная толпа. Кинулись туда. Увидев нас, кто-то крикнул: «Атас, менты!» И толпа разбежалась!
В другой раз мы с напарником «по горячим следам» раскрыли кражу двери, которую сняли в магазине. Получив сообщение, сразу подумали, что в обычную машину с таким грузом не сядешь. А до этого слышали, как по рации называли адреса тех, кого по тем или иным причинам задерживали, но после проверки отпустили. Один из этих адресов был как раз неподалеку от магазина. Входим во двор с одной стороны – с другой идут навстречу двое со злосчастной дверью: по пути из полиции «добыли». Мы их сразу задержали.
«АиФ-Владимир»:Службе в ППС вы отдали много лет. Почему ушли?
- И.У.: Наверное, каждый сам начинает понимать, когда возраст требует изменения рода деятельности. Поэтому и я перешла не так давно в другое подразделение. Да и городской батальон ППС слили с областным. Но я благодарна судьбе за годы, отданные ППС, и вообще за работу в полиции.
- «АиФ-Владимир»: Мама-полицейский – это, наверное, романтично и с точки зрения молодых. Не выбрала ли ваша дочь ту же стезю?
- И.У.: Такое намерение было, но она не дружит с физкультурой, а без физподготовки здесь нельзя. Она закончила факультет информационных технологий, работает в Москве.
- «АиФ-Владимир»: Кто у вас в семье главный повар и есть ли любимое блюдо?
- И.У.: Главный повар – я, но вообще, у нас принято помогать друг другу. А любимое блюдо - вареники. С творогом мои не любят, предпочитают с картошкой или капустой.
Смотрите также:
- Речь фронтовика Павла Мохова, обращенная к руководству Владимира и области во время празднования 67-й годовщины Победы, собрала в Интернете почти 50 тысяч просмотров →
- Владимирец вспоминает Сталинград: «В газовой камере дышали через «фильтр» - тряпку, смоченную мочой. Это нас спасло» →
- Участковый стремится удержать земляков в рамках закона →