Местные жители отрезаны от «большой земли», брошены. Село погибает. Но с возрождением церквей, уверен отец Нектарий (Блохин), настоятель храма, возродится из пепла и сельская жизнь.
Божий промысел
Татьяна Матвеева, vlad.aif.ru: - Отец Нектарий, вы, пожалуй, один из самых молодых священников, если сравнивать вас с коллегами из Ивановской епархии. Расскажите, как решили стать монахом.
Три года я пономарил в Вознесенском соборе. Через некоторое время настоятель собора протоиерей Александр Урывский благословил меня съездить в Оптину пустынь. Я поехал паломником, чтобы просто помолиться. Но остался на три года (монашество я принимал в Иванове). Имя Нектарий получил при постриге, так звали одного из последних оптинских старцев. Интересно, что в крещении он тоже был Николаем, как и я.
Т. М.: - Как родственники отнеслись к вашему выбору?
О.Н.: - Ну как атеисты относятся? Конечно, отрицательно! До сих пор не могут этого принять. Но я считаю, что я на своём месте. Я счастлив сам, приношу другим людям пользу и радость. Предназначение священника - нести радость и свет людям.
Т. М.: - А как вы оказались на Ивановской земле?
О.Н.: - Я познакомился с архиепископом Ивановским Амвросием. Владыка стал моим духовником и пригласил меня служить в Ивановскую епархию, рукоположил в священнический сан. А после направил в приход в честь Святителя Николая Чудотворца в село Никольское, чтобы поднимать храм, который был в плачевном состоянии.
И мне на всю жизнь работы хватит. Так что приезд в Ивановскую область - мой осознанный выбор, и ему я очень рад.
Спасительные чаепития
Т. М.: - Отец Нектарий, вы наверняка интересовались историей вверенного вам храма в нашей глубинке. Что в нём уникального?
О.Н.: - Старинные храмы уникальны своей особенной архитектурой. Каждый неповторим. Нет ни одного одинакового храма! Приход Святителя Николая Чудотворца был построен помещиком Молчановым в 1854 году. И в наступившем году ему будет 160 лет!
По данным архивов удалось узнать, что в царское время был купец-благотворитель, который помогал храму Святителя Николая Чудотворца. Он достроил зимнюю часть храма, поставил иконостасы. А к 300-летию Династии Романовых построил воскресную школу. Детей в ней было много, и просуществовала она до закрытия храма.
Сейчас состояние храма оставляет желать лучшего. В советские годы церковь обезглавили, устроили в ней зернохранилище. В середине 60-х годов здесь произошёл пожар. Десять лет назад, когда я приехал в село Никольское, я пришёл в буквальном смысле на пустошь. Моим глазам престало печальное зрелище: у прихода нет трёх крыш, нет окон, дверей. И нет куполов.
Т. М.: - С чего начали восстановление?
О.Н.: - С людей. Перво-наперво, я стал устраивать чаепития по большим православным праздникам - в Рождество и Пасху. Приглашал всех жителей села Никольское и деревни Скалозубка. Священника в приходе не было с 1932 года, местные жители и дух-то священника забыли. Были озлоблены, разрознены.
Первое, на что я обратил внимание, это на их жизнь. Эти люди жизнь свою положили на обработку полей, сельхозугодий. А сейчас оказались забыты государством, отрезаны от «большой земли». Нормальной дороги, как видите, нет. Самостоятельно в город старики выехать не могут. Есть, конечно, станция, на поезде доехать в Иваново можно. Но до неё 5 км нужно идти. По непогоде не преодолеет пожилой человек такой путь.
Т. М.: - Как местные жители восприняли вашу идею с чаепитиями?
О.Н.: - Стали приходить, сначала с недоверием, конечно. Разговаривали «за жизнь». Постепенно «оттаяли», повернулись друг к другу лицом. Но в общей сложности понадобилось семь лет, чтобы отношение людей к священнику, к вере, к храму поменялось.
Т. М.: - Вы прониклись проблемами пожилых людей?
О.Н.:- Многим стал помогать, привозить гуманитарную помощь, заходить в гости на беседы. Как они соскучились по духовному общению, духовной поддержке, по пониманию и любви ближнего! Приглашал посетить храм, прийти на литургию. Некоторых сам привозил на машине в храм.
Не буду скрывать (да вы и сами видите) - наследие нам досталось более чем скудное. Но я молился, просил у Господа терпения и сил. А однажды написал официальное письмо послу Ватикана в России. Просил пожертвовать нашему приходу частицу мощей Святителя Николая.
И посол подарил её нам - свою родовую святыню. Она передавалась из поколения в поколение. И эти мощи поистине чудотворны.
Жизнь закипит
Т. М.: - Отец Нектарий, зачем нужно восстанавливать заброшенные храмы в глубинке?
О.Н.: - Признаюсь, поначалу такие вопросы (а их задавали очень часто и разные люди) меня расстраивали, вводили в недоумение. Но я всегда вразумительно старался объяснить, что наши храмы - это памятники архитектуры. Это наша история. Это наше будущее. Именно этим и сильна наша страна.
Изначально так повелось, что русская земля расширялась потому, что монахи уходили всё дальше вглубь, основывали монастыри. Позже там вырастали деревни, потом и города. Не случайно же раньше бояре и помещики строили храмы именно там, где развивалось сельское хозяйство.
Наши земли, судя по данным архивов, село Никольское и Скалозубка, деревня Четверкина и другие окрестные сёла славились гончарным и ткацким производствами, земледельчеством. В Никольском 500 человек проживало. Это сейчас жителей можно по пальцам пересчитать.
Т. М.: - Потому снова резонно возникает вопрос: кому нужны деревенские церкви?
О.Н.: - Есть так называемые неоспоримые доказательства - это чудеса, произошедшие с конкретными людьми. Три года назад ко мне подошла одна из дачниц села Никольское, молодая женщина, и спросила, как поблагодарить икону Святителя Николая Чудотворца. И поделилась своей неземной радостью.
Оказалось, целых десять лет женщина не могла зачать дитя. Но стала просить у Святителя Николая. Он помог. У прихожанки родился чудесный малыш. Аналогичная ситуация произошла с ещё одной женщиной. Она, студентка тогда еще Ивановской архитектурно-строительной академии, писала научную работу по нашему храму, составляла проект, много времени пробыла в святом храме. И тоже призналась: долгие годы безуспешно пыталась забеременеть. И произошло чудо.
Т. М.: - Отец Нектарий, как сейчас идёт процесс восстановления храма?
О.Н.: - Планы превеликие. Но всё зависит от поступивших пожертвований. Есть средства - работа кипит. Кстати, свою лепту в восстановление храма вносят местные жители, дачники. Бывает, поступают крупные анонимные переводы. Например, на последний такой перевод накануне Нового года мы смогли восстановить купола. Люди, на глазах которых происходило это чудо, воспрянули духом, расцвели. Многие старики плакали от радости.
Вот поэтому я уверен: если храм будет восстанавливаться, село воспрянет. Об этом мы не должны забывать. Есть храм - появится и деревенский институт (в смысле жизнь закипит).
Я хочу обратиться к молодым людям. Не забывайте стариков, уважайте и почитайте их, даже если они вам не родственники. Сегодня так сложилось, что молодежь может окунуться в прорубь на Крещение, прийти на Рождество и Пасху в церковь. Но закрывает сердце перед теми, нуждающимися в любви и заботе людьми, кто рядом. Как говорят священники, не тратит сердце. А ведь оно от этой траты только больше становится. Давайте любить друг друга. Храни вас Господь!