Спас четверых. Таков итог только одного выезда на пожар

Фото: пресс-службы МЧС

Ещё не отремонтировано сгоревшее жильё. Ещё не успела поступить награда, к которой представлен отличившийся пожарный. Ведь подвиг совершить гораздо быстрее. На раздумья, а уж тем более о наградах, времени не бывает…

   
   

Хотя он совсем не считает себя героем, вновь на посту и готов выехать по первому же сигналу.

Его мечтой было работать поваром: даже окончил профучилище по специальности. Но так уж повернулась судьба, что огонь он видит не на конфорках плиты под кастрюлями и сковородками, а - в качестве угрозы для жизни и здоровья людей. Спасать их от пламени стало его профессией. О тонкостях этой «горячей» работы - наш разговор с Романом КАЧАЛОВЫМ.

Без взаимовыручки нельзя

Людмила Потребина, vlad.aif.ru: - Почему всё-таки не стали поваром?

Роман Качалов: - Рассчитывал, что им стану уже в армии: после училища пошёл служить. Но служить довелось в танковых войсках, причём - не на кухне. Демобилизовался, искал работу как раз в то время, когда зарплаты задерживали даже бюджетникам. А в системе общепита всё становилось частным, так что проблем было ещё больше. Вот и устроился пожарным в часть, «охранявшую» ВТЗ. Привлёк график работы: сутки через трое.

Л.П.: - Да и зарплату, наверное, платили вовремя?

Р.К.: -  Шесть месяцев не получали! Зато коллектив был хороший: люди разные, с различными интересами; всегда готовые помочь друг другу , причем не только в работе. Потом уж я понял, что в нашей профессии иначе нельзя.

   
   

Л.П.: -Помните ли «свой» первый пожар? 

Р.К.: -  А как же! Загорелась кровля одного из цехов тракторного завода. Приехали - я только собирался взять что-то из оборудования, а ребята уже развернули пожарные рукава и начали тушить крышу. 

Скоро и я научился действовать в считанные мгновения. Потом устроился работать в 1-ю пожарную часть. Конечно, выездов здесь гораздо больше, ведь мы отвечаем за весь Ленинский район, где население - 125 тыс. человек. Помню, как-то было 24 выезда за сутки…

Л.П.: - А травмы получали - ожоги, например? 

Р.К.: -  Слава Богу, нет. Вот спина, наверное, в старости даст о себе знать: ведь отдыхаешь, расслабив мышцы, а по тревоге поднимаешься в момент: мы должны выехать по вызову через 1 минуту 40 секунд. 

Фото: пресс-службы МЧС

Дополнительный шанс огню

- Как-то прибыли на вызов, а двор весь заставлен автомобилями. Машину пришлось оставить метров за 400: на таком расстоянии разворачивать пожарные рукава бессмысленно. Побежал посмотреть, что и как, благо - первый этаж горел. Люди кричали, что в квартире - парализованная женщина. Проник внутрь ползком. Всё в дыму. Я только успел увидеть пожилую женщину на кровати - чувствую, кончился запас воздуха, да и она могла задохнуться. Разбил стекло, вдохнул и - назад. Поднять её один не мог, пришлось взять под руки и тащить к дверям. Но, двигаясь спиной вперёд, я невольно загородил сам себе выход. Не знаю, успел бы я или нет сдвинуть пострадавшую обратно и открыть дверь: уже задыхался. Но тут подоспели ребята; женщина осталась жива.

Л.П.: - И часто бывает, что пожарные не могут подъехать к горящему дому из-за автомобилей, припаркованных где попало? 

Р.К.: - К сожалению, в городе это в порядке вещей. А ведь пожарный расчёт должен прибыть на место не позже 10 минут после вызова: от соблюдения этого нормативного требования зависят жизни людей. Никто, похоже, не думает, что от того, где человек припарковал машину, может зависеть его жизнь, а также - жизни его близких.

Л.П.: - Во время движения на дороге - другое отношение? 

Р.К.: - Не всегда. Если водители общественного транспорта в основном понимают, что мы спешим не к тёще на блины, то этого нельзя сказать о водителях легковых автомобилей. Кто-то из вредности не пропускает, а кто-то просто заткнул уши и слушает музыку, не обращая внимания на происходящее. 

Л.П.: - Порой приходится слышать, что пожарные прибыли на место без воды. Это в самом деле бывает? 

Р.К.: -  Нет, такое невозможно в принципе: мы не имеем права выезжать без воды, да и смысла нет, ведь на базе есть все условия для заправки. Другое дело, что запас воды в цистерне пожарной машины - 3 тысячи литров. Этого хватает на 5-7 минут тушения, а ведь не каждый пожар удаётся потушить за такое короткое время. В городе есть точки, где можно быстро заправиться: это согласовано с «Водоканалом». Но нередко к ним не пробиться опять же из-за припаркованных машин. В таких случаях вызываем дополнительные силы пожарных. Но приходится ждать, пока они подъедут… Накопившиеся проблемы - это дополнительный шанс огню.

Досье
Роман Качалов родился во Владимире в 1980 г. Окончил профучилище №39. После армии заочно закончил Владимирский политехнический колледж, сейчас готовится к защите диплома в Академии Государственной противопожарной службы. Начинал рядовым пожарным. Сейчас - капитан внутренней службы, начальник пожарной части №1 ФГКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Владимирской области». Награждён медалями МЧС РФ «За отличие в службе» 3 степени, «20 лет МЧС», представлен к медали «За отвагу на пожаре» за спасение людей на пожаре.

Женат, воспитывает дочь.

Л.П.: - Кроме уже названных проблем, есть и другие? 

Р.К.: - Противопожарные пруды в плохом состоянии, к ним трудно подъехать, нет пирсов... Так что набрать воду, заросшую тиной и травой, - проблема. 

Л.П.: - Наверное, что-то зависит и от менталитета наших граждан?

Р.К.: - Бывали и такие случаи, когда причина возгорания - самогонное «производство». Крепость продукта испытывают горением. Зажигают, например, не в чашке, а прямо на столе. Момент - и от горящего на столе пятнышка вспыхнула занавеска, затем - потолок. Не удивишь нас случаями, когда, готовя еду, люди забывают о ней; хорошо, если сгорает только обед. Загораются и не выключенные из розетки телевизоры: в лучшем случае сгорает только сам телевизор. Бывает, что на холодильниках старого типа разболталась решётка сзади, и хозяева, чтобы она не гремела, подкладывают газетку. Но решётка греется, и рано или поздно газетка загорится…

Л.П.: - Какие «неудобства» подстерегают пожарных?

Р.К.: - Бывает, выполнение задачи (а это, прежде всего, спасение людей) осложняет собака, которая не подпускает к хозяину. В таких случаях мы имеем право пустить в дело топор, который есть в снаряжении. Мне пока не доводилось. Но было как-то: залез по пожарной лестнице в горящую квартиру - а там в дыму светятся глаза. Жутко стало, я - за топор. Благо, собака испугалась больше, чем я: она оказалась небольшой и нестрашной. Бывает, и спасаем домашних животных. А как расстраиваются хозяева, если питомец гибнет при пожаре! Было как-то: собака спала на диване - да так и осталась… Хозяин очень переживал! 

Кто, если не ты?

Л.П.: - Наверное, вас часто благодарят. А бывает, что ругают? 

Р.К.: - Не без этого: у кого имущество сгорело, кого залили. Но люди находятся в стрессовом состоянии: стоит ли обижаться?

Л.П.: - Как относятся ваши родные к такой беспокойной работе? 

Р.К.: - Все переживают. Бывает, едем на вызов, а у нас балкон выходит прямо на дорогу: домашние стоят на балконе, услышав сигнал пожарной машины. 

Л.П.: - Бывает ли, что пожарных привлекают куда-то в случае ЧС?

Р.К.: - Мы тушили природные пожары летом 2010 г. - в Муромском, Гусь-Хрустальном, Меленковском районах. Как-то зимой был серьезный порыв теплотрассы на Луначарке, весь Ленинский район остался без тепла; нам пришлось ходить по квартирам, выясняя, где какая ситуация; при необходимости кого-то помещали в больницу, кому доставляли обогреватель; и восстанавливать теплосети помогали. Наши ребята - Сергей КУПРИЯНОВ и Виктор БАРУКИН - ездили в Крымск, на ликвидацию ЧС. Вызывали несколько лет назад при обвале грунта в коллекторе: тогда были смертельные случаи. В погребах задыхаются нередко, не слыша наших предупреждений, что надо сначала, открыв подпол, с четверть часа проветрить его, а уж потом спускаться за картошкой. Как-то в одной семье погибли трое, спеша друг другу на помощь…

Вообще, профессия спасателя непроста, но затягивает: не удивительно, что в нашей системе работают целые династии.