Праздник собрал почти 30 участников. В гости приехали друзья из Владимирского фольклорного клуба и города Тейково. Своеобразным пропуском на праздник были куклы Мартинички, которые изготавливали сами гости. Красная обозначала весну, а белая - лето. Опоздавшие выкупали себе «пропуск», разгадывая загадки. Дети закликали Солнышко на улице и всем прохожим сообщали, что по приметам грядут морозы. Завершился вечер плясками, весёлыми играми и чаепитием.
Зажигаем свечи
Самый частый вопрос, который можно услышать по поводу Сретения: «А что это такое?». Сретение Господне - один из Двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник, в Русской Православной Церкви он отмечается 15 февраля. В переводе с церковнославянского «сретение» - «встреча». День Сретения - точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы.
Сретение - праздник, посвященный Иисусу Христу. Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь. Поэтому те, кто скажет, что это Богородичный праздник, будут отчасти правы. Сретение близко к праздникам в честь Божией Матери и по строю богослужения.
Интересно, что двойственность Сретения повлияла на цвет облачений священнослужителей на праздничной службе. Они могут быть и белыми - как в Господские праздники, и голубыми - как в Богородичные. В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой - чистоту и непорочность Девы Марии.
Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришёл в Православную церковь от католиков. Случилось это в 1646 году, когда митрополит Киевский святитель Пётр (Могила) составил и издал свой требник. В нём автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажжёнными светильниками. С помощью такого факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне - Луперкалии (фестиваль, связанный с пастушеским культом), славяне - Громницы. Интересно, что в Польше после принятия христианства Сретение стали называть праздником Громничной Божией Матери. Это отголосок мифов о боге-громовнике и его супруге - в народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара.
К сретенским свечам в Православной Церкви относились по-особенному - не магически, а благоговейно. Их хранили весь год и зажигали во время домашней молитвы.
Солнце - на лето, зима - на мороз
В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Некоторые из этих обычаев совсем не христианские, но даже они говорят об этом дне нечто важное - для людей он был очень радостным.
В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда множество поговорок: «на Сретение зима с весною встретились», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотили». Примет, связанных с праздником, еще больше: коли метель дорогу переметает - весна поздняя да холодная; ежели тепло - ранняя и теплая. На Сретение утром снег - урожай ранних хлебов; если в полдень - средних; если к вечеру - поздних. Ежели на Сретенье установится оттепель - весна ранняя теплая, коли холода завернут - весна холодная; выпавший в этот день снег - к затяжной и дождливой весне. Какова погода на Сретение, такова будет и весна. На Сретение капель - урожай пшеницы. Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. И, конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья.
Кстати
Три интересных факта о Сретении:
В честь Сретения названы многие населенные пункты в России и за рубежом. Самый крупный - город Сретенск, районный центр Читинской области.
В США и Канаде к празднику Сретения, который там отмечают 2 февраля, приурочен знаменитый народный праздник - День сурка.
Сретение Господне - в некоторых странах еще и День православной молодёжи. Идея этого праздника принадлежит Всемирному Православному Молодёжному Движению - «Синдесмосу». В 1992 году с благословения всех глав поместных Православных Церквей «Синдесмос» утвердил 15 февраля как День Православной молодёжи.