Владимир, 2 ноября – АиФ-Владимир. Выставка «Почтовая история» открывается 3 ноября в башне Хозяйственного двора в усадьбе Храповицкого.
Как рассказали в пресс-службе Владимиро-Суздальского музея-заповедника, на экспозиции будут представлены 20 черно-белых документальных открыток с видами усадьбы Храповицкого из фондов ГВСМЗ. Сегодня это единственная известная серия с видами дворянской усадьбы Владимирской губернии.
Открытки изданы в фототипии Петра Павловича Павлова в Москве. С 1894 года Павлов был членом Русского Фотографического общества. На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде был награжден бронзовой медалью.
Большинство открыток можно датировать 1904-1917 годами. Датировка определяется декоративным оформлением и орфографией надписей оборотной стороны. Некоторые открытки были отправлены почтой и имеют на оборотной стороне датирующие надписи и почтовые штемпели.
Кроме того, в день открытия в усадьбу всего на несколько часов прямо из реставрационной мастерской ГВСМЗ будет привезена часть мягкого гарнитура начала XX века, состоящего из шести предметов: дивана, двух кресел и трех стульев.
Гарнитур был изготовлен известной фирмой «Яков и Иосиф Конъ» («Jacob & Josef Kohn»). В музей-заповедник в 1970 году его передала Капитолина Дмитриевна Смолина, унаследовавшая мебель от своей сестры Прасковьи Дмитриевны Грачевой. Та купила гарнитур после революции в бывшей усадьбе Храповицкого в селе Муромцеве Судогодского района.
До реставрации состояние мебели было плачевным: на всех предметах практически полностью отсутствовала обивка и часть пружин сиденья, во многих местах не было древесины, повсюду - сколы, выбоины и трещины. Лаковое покрытие сохранилось фрагментарно.
Одной из самых сложных задач, стоявших перед реставраторами, стали поиски новой шелковой обивки, точно соответствующей утраченной ткани. Был заключен контракт с московской фирмой, занимающейся эксклюзивным восстановлением исторических тканей по небольшим сохранившимся фрагментам. После череды долгих согласований и обсуждений был утвержден проектный эскиз будущей обивки. Для более точного воссоздания ткани требовалось соответствующее ткацкое оборудование, поэтому ее изготовление осуществлялось на ткацкой фабрике в Индии, основанной англичанами еще в колониальные времена и до сих пор сохраняющей старинные технологии ткачества. В результате музей-заповедник получил несколько метров эксклюзивной жаккардовой шелковой ткани, рисунок, цвет и фактура которой были максимально приближены к оригиналу утраченной обивки гарнитура из Муромцева.
Большой неожиданностью для реставраторов стало то, что в каталогах образцов изделий, производившихся той самой индийской фабрикой в начале ХХ века, был найден фрагмент ткани с точно таким же рисунком. Очевидно, в те времена он был в моде и широко использовался в убранстве интерьеров домов состоятельных владельцев.
Все работы по реставрации гарнитура были выполнены художниками-реставраторами ГВСМЗ.
В Хозяйственном дворе, где орагнизуется выставка, долго шли реставрационные работы. Теперь отремонтированный зал стал вторым помещением после выставочного зала в Лодочном павильоне, который открыли для посетителей.