Владимир, 7 декабря – АиФ-Владимир. Выставка «Ложка. Вилка. Нож. Столовые приборы и предметы сервировки стола XVII–XX веков» открывается во владимирских палатах в четверг, 8 декабря, в 16:00.
Как сообщает пресс-служба Владимиро-Суздальского музея-заповедника, на экспозиции будут представлены образцы художественного бытового серебра повседневного и парадного применения. Гости смогут увидеть серебряные изделия с позолотой и использованием перламутра, раковины, ювелирного камня. Предметы сервировки стола выполнены в различных странах, в том числе в Германии, Англии, Франции, Польше. Швеции.
Высочайший уровень русского ювелирного искусства XIX века демонстрируют столовые приборы, созданные мастерами всемирно известных фирм Сазикова, Хлебникова, Фаберже, Болина, чей ассортиментный набор из 49 предметов являлся несколько лет назад украшением юбилейной выставки фирмы в Кремле. Естественным дополнением материалов являются солонки, судки для специй, кольца для салфеток, канделябры и другие предметы, украшавшие обеденный стол в России и Европе этого периода.
Предстоящая выставка – совместный проект ВСМЗ и московского Государственного исторического музея. Из столицы привезут 153 экспоната. Предметы из фондов ВСМЗ органично дополняют показ.
Выставка будет работать до 12 марта 2017 года. Часы работы – с 10:00 до 17:00. Вторник и среда – с 10:00 до16:00. Понедельник – выходной день.
Над созданием столовых приборов трудились лучшие художники, серебряных и золотых дел мастера, поэтому они и считались предметами роскоши наравне с венецианскими зеркалами и «жили» во дворцах.
Сегодня музейные сокровища, некогда принадлежавшие аристократии и знати, могут рассказать очень много – об ушедшей бытовой культуре, этикете, взаимоотношениях людей.
Коллекция драгоценных металлов ГИМ – одна из крупнейших в мире. Собрание столовых приборов и предметов сервировки стола является ее необычайно выразительной частью. Тематика выставки позволяет проследить изменение форм предметов, их декорировки, техники изготовления, отразить стилистические особенности (барокко, рококо, классицизм, историзм, модерн) одинаковых по назначению, но созданных в разных странах и в разное время столовых приборов.
Предметы из драгоценных металлов, как правило, делались только для избранных – для царского двора, представителей аристократии и высшего духовенства. Сложный дворцовый церемониал требовал использования множества изделий из золота и серебра для сервировки стола.
Столовые приборы в зависимости от своего назначения и времени изготовления имели различную форму. Ножи были древнейшими бытовыми инструментами, к которым обратился человек в повседневной жизни. Ложки использовались для жидкой или рассыпчатой пищи, первоначально их изготавливали из плодов, раковин и дерева. Вилки в России, как и в Европе, были вначале двузубые и использовались для накладывания больших кусков с общего блюда на индивидуальные тарелки.
В России в связи с петровскими реформами возникает потребность в новых и разнообразных предметах домашней утвари и сервировки стола. В это время в Россию приезжают иностранные ювелиры, которые работают на отечественных заказчиков, считаясь с их вкусами. Несмотря на неоспоримое значение местных центров – Новгорода, Ярославля, Костромы, Калуги, Владимира, Суздаля в развитии русского золотого и серебряного дела, до появления новой столицы, лидирующее положение занимала Москва.
В течение всего XVIII века для императорского двора работали многочисленные серебряных и золотых дел мастера. Особое место среди них занимали иностранцы: шведы, финны, прибалтийские немцы, французы, швейцарцы. Почти все они входили в иностранный цех, куда принимали только иноземных подданных.
Наиболее даровитые зарубежные художники сыграли большую роль в развитии золотого и серебряного дела. Российские мастера, в свою очередь, обучались за границей: во Франции, Голландии, Италии, странах Востока. Знакомство с прикладным искусством зарубежных стран дало возможность отечественным ювелирам использовать понравившиеся им орнаменты, которые они своеобразно перерабатывали и использовали в национальных формах утвари.
В XIX веке изменяется не только форма, но и ассортимент золотых и серебряных изделий. На первый план выходят предметы, служившие скорее декоративным, нежели утилитарным целям. Украшением праздничного стола становятся подсвечники и канделябры.
Стремление создать в ювелирном искусстве свой национальный стиль нашло отражение в ювелирных изделиях второй половины XIX века. Изготавливаемые ранее по немецким образцам серебряные солонки, например, к этому времени получили форму деревянных крестьянских солониц.