В советские времена искусство служило политике. А сейчас находит свои точки соприкосновения с обществом. И, кроме эстетической, у художественного ремесла появилась другая функция: социальная», - рассуждает творец.
Тянет к прекрасному
Татьяна Баланцева, vlad.aif.ru: - Теракты, конфликты, жестокость подростков, зависть и агрессия… Эти негативные явления в современном обществе можно объяснить отсутствием культуры? Владимир Петрович, по-вашему, это происходит от душевной пустоты, неудовлетворённости?
Владимир Маяковский: - В том числе и от этого. Культура тесно связана с политикой и экономикой, с «взрослением» нашего общества, когда мы уважаем друг друга, умеем слушать, стремимся к саморазвитию. На мой взгляд, сейчас не случайно повысилось внимание к творчеству и культуре, к архитектуре и скульптуре. Для того чтобы выжить, люди стали больше обращаться к искусству. Уверен, что эта тенденция будет развиваться и дальше. По крайней мере, перспективы наметились хорошие.
Т.Б.: - Получается, чем сложнее жизнь, тем больше тянет к творчеству, тем оно нужнее?
В.М.: - Да, так было всегда. И сегодняшняя ситуация в экономической сфере не исключение. Чувствуется нехватка культуры в обществе. Мало кто посещает выставки и музеи. Но процесс пошёл: люди потихоньку потянулись к искусству. И это общеевропейская тенденция.
Школьная галерея
Т.Б.: - В начальной школе чаще всего в принудительном порядке учеников ведут в театр, реже - на выставки. У старшеклассников таких культурных выходов почти не бывает. Серьёзный пробел в образовательной сфере?
В.М.: - Да, это традиционный и очень существенный пробел. Безусловно, много зависит от родителей: раз в месяц, к примеру, они могут устроить культурные выходные - пойти в музей, театр всей семьёй. Но важна и позиция учителя. Вообще, политика государства должна быть нацелена на то, чтобы приобщать детей к культуре и искусству с малых лет. И поддерживать культурное развитие подрастающего поколения, чтобы молодёжь понимала: быть просвещённым, образованным, культурным модно и престижно. У нас этого ещё нет. Хотя первые шаги в Иванове к этому сделаны.
Т.Б.: - Расскажите, пожалуйста, подробнее.
В.М.: - В мае мы, ивановские художники, открыли картинную галерею в ивановской гимназии № 30. Это первая школьная художественная галерея в нашем регионе. Событие социальной значимости. На картинах, которые здесь представлены, изображена история учебного заведения. Сначала мы сделали работы, а потом организовали галерею. Нашу инициативу поддержали департамент образования и руководство гимназии. Осенью здесь пройдёт выставка картин про лошадей с прошедшего пленэра в Гаврилово-Посадском районе и кохомском ипподроме.
Уникальность в том, что экспозиции имеют большое прикладное значение. Так, на выставке картин, посвящённой лошадям, коневоды и преподаватели по верховой езде расскажут, где заниматься конным спортом. А на выставках о работе в службе ГИБДД или МЧС сотрудники ведомств проведут с ребятами профилактические беседы. Это новая форма работы - креативная, эффективная и необходимая.
Т.Б.: - Кто может посещать экспозиции в школьной галерее?
В.М.: - Целые классы. Нужно лишь сообщить о таком желании администрации школы. У помещения галереи, кстати, огромные окна. И все картины хорошо видно с улицы. Познакомиться с творчеством ивановских художников может каждый. Экспозиции в галерее будут меняться.
Молодые таланты
Т.Б.: - Владимир Петрович, кто вместе с вами участвует в социальных проектах и выставках?
В.М.: - Кроме художников со стажем, выставляют работы и начинающие, молодые. В их числе студенты и выпускники Ивановского художественного училища, и студенты кафедры искусства костюма и текстиля Ивановского политехнического университета, и ивановские ребята, которые учатся в престижных вузах - Московском академическом художественном институте им. Сурикова и Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Т.Б.: - Среди молодёжи профессия художник не забыта?
В.М.: - Нет. Но студенты стали менее подготовленными в профессиональном плане: приходят в Ивановский политехнический институт из художественного училища. Раньше там учили 4 года, а теперь 3. Результат такой «экономии» на студентах налицо: их сложнее обучать. Да и конкурс на специальности, связанные с художественным ремеслом, стал меньше. Молодые люди и девушки понимают, что профессия сложная во всех отношениях, не только в финансовом плане.
Т.Б.: - Как в жизни устраиваются выпускники?
В.М.: - По-разному: идут в преподаватели, в дизайнеры, открывают свою студию, шьют, применяют свои знания на фабрике в массовом производстве. Кто-то свободный художник. Нескольких выпускников кафедры искусства костюма и текстиля Ивановского политехнического университета пригласили работать за рубеж. Кто-то по приглашению известных модельеров уехал работать в столицу. Некоторые выпускники открыли своё дело и стали известными модельерами в России: это Олег Бирюков, Артём Низов и другие.
Больше, чем художник
Т.Б.: - Вы - участник многих выставок в Ивановской области, России и за рубежом. Интересно, что художнику даёт выставка, особенно столичная или зарубежная?
В.М.: - Прежде всего, это личностный рост, знакомство с другими художниками, что немаловажно, и подведение итогов за определённый творческий период. Важно со стороны посмотреть на свои работы и работы коллег, а потом идти дальше. Ни одна выставка не похожа на предыдущую. В этом году в Москве в Центральном доме художника проводилась международная выставка портрета. В довольно редком жанре - групповой портрет - я стал победителем. На картине «Друзья» все мои друзья разных времён собрались вместе. К фотографической точности я не стремился, но какие-то характерные качества моих друзей старался изобразить.
Т.Б.: - Долго писали картину?
В.М.: - Несколько лет. Начал писать, отложил, возвращался, переделывал и доделывал.
Т.Б.: - А за границей выставлялись?
В.М.: - Да, даже стал лауреатом нескольких международных выставок, в частности, в Великобритании, Словении и Сербии. За границей знают наш авангард и интересуются русской живописью. Там периодически проходят выставки русского искусства. Но и у нас про искусство не забывают.
Могу сказать уверенно: художник в России больше, чем художник. Это в Европе есть менеджеры, которые помогают «выйти в люди». У нас художники вынуждены сами двигать себя и своё ремесло. Занимаемся и планировкой выставок, и перевозкой, и договорами. Нужно иметь определённый характер и настойчивость, целеустремлённость, чтобы продвигать своё творчество.
Т.Б.: - Ваш прогноз: профессия художника может кануть в лету?
В.М.: - Профессия художника не умрёт никогда, как профессия артиста, как токаря и слесаря. Как только появился первый человек, он стал рисовать. Потому что это потребность. Профессия может кардинально измениться, модернизироваться, появятся новые техники и технологии. Искусство меняется, но художники остаются. Это особый вид человечества.
Т.Б.: - Расскажите о своих творческих планах.
В.М.: - Преподавание в институте забирает основную часть времени. Но планирую участвовать в разных выставках. На месте не стою. Появляется идея - обязательно стараюсь воплотить её в жизнь. Творчество чем-то похоже на ремонт: долгий, но очень приятный процесс. И результат могут оценить многие.