Так называемые «поборы» уже давно перешли в разряд нормальных вещей.
Незаконно, но необходимо
Некоторые семьи действительно могут себе позволить помочь образовательному учреждению, и помогают без лишних слов, но всё же для большинства такие суммы часто бьют по семейному кошельку. Только вот, повозмущавшись и поругав жизнь, родители всё равно передают с ребёнком деньги на нужды школы. И лишь немногие уверенные в себе мамы и папы «лезут в бутылку» с требованием предоставить всю финансовую документацию, а когда не получают её - не дают ни копейки, потому что поборы - это незаконно.
С одной стороны, последние правы. Поскольку в нашей стране образование называется бесплатным - хотя бы на бумаге, то и родители имеют полное право знать, куда, на что и сколько идёт «дополнительных» родительских денег. Но на деле такая информация оказывается недоступной. Хотя ещё в 2013 году вышло постановление правительства, обязывающее все образовательные учреждения страны создать и поддерживать в надлежащем состоянии свои сайты, где любой родитель сможет без труда найти интересующую его информацию, в том числе и финансовую. Например, вместо сайта владимирской школы №25 «висит» нерабочий шаблон, на сайте школы №30 нет нужных документов, а у 29 школы вообще нет своего сайта.
- Пока информация о денежных средствах не будет прозрачной и доступной, родители будут считать, что оказываемая ими помощь - это не что иное, как поборы, - уверен Александр БОЛОГОВ, модератор рабочей группы Владимирского общественного собрания.
Печальная статистика
Кстати, неравнодушные владимирцы, входящие в состав собрания, уже давно озаботились этой проблемой и провели независимый тщательный мониторинг сайтов всех школ и детских садов областного центра. Итоги этого анализа оказались неутешительными - некоторые школы совсем не имеют своего сайта, а большинство тех, у которых есть такая «роскошь», или его не ведут, или информация на нём не соответствует действительности, или на сайте отсутствуют нужные родителям документы.
В школах и садиках объясняют это просто - заниматься сайтом некому и не на что. Правительство хоть и «постановило», а вот про финансирование «забыло». К слову сказать, поддержание сайта в адекватном виде - работа недешёвая и доступная только профессионалам. А поскольку у школ и садов денег на это нет, то ведением сайта занимаются те, кто в этом разбирается. Например, учителя информатики или заместители директоров всего за какие-то пару тысяч в месяц.
В общественном собрании всё же нашли выход из ситуации.
- На просторах интернета есть такой сервис - Единый образовательный портал города Владимира, который был создан именно для того, чтобы собрать воедино сайты образовательных учреждений, - говорит Александр Бологов. - Но информация на нём обновлялась последний раз почти 2 года назад.
Было бы неплохо возродить этот единый портал, где каждые школа и детский сад имели бы свою страницу. Занимался бы этим один-единственный человек, но специалист в своём деле. Он обрабатывал бы всю предоставленную школами и садами информацию и своевременно выгружал бы её на сайт. А образовательные учреждения так и платили бы за эту работу «посильную плату» в размере около 2 тысяч рублей. В пересчёте на все школы и сады, которых у нас в городе 150, выходит неплохая сумма. Её десятая часть пошла бы на зарплату специалисту, которым мог бы стать и человек с ограниченными возможностями.
С такой, в общем-то, неплохой идеей в ближайшее время решили обратиться в управление образования. Вполне вероятно, что её поддержат. Только вот в чём вопрос: неужели прозрачность расходов на всевозможные нужды школ и садиков сможет уменьшить эти самые нужды и родительскую нагрузку?..
Комментарий
Дмитрий КУШПИТА, заместитель директора школы №40:
- Сайт - это один из способов взаимодействия с родителями. У многих просто не хватает времени дойти до школы, на сайте же он может получить хоть какую-то информацию о том, что происходит в образовательном учреждении. Именно поэтому наполнение сайтов должно быть более информативным, а заниматься этим должен специально обученный человек, а не учитель информатики, у которого и без этого хватает нагрузки. Да и родители, возможно, охотнее бы стали помогать, если бы реально видели, чего не хватает школе и куда идут деньги.